В минувшую среду президент страны Владимир Путин провёл заседание Государственного совета с тем, чтобы обсудить извечную российскую проблему — дороги. Тема заседания отражена в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Глава государства поставил задачи перед властями всех уровней и обещал изучить все прозвучавшие предложения.
«Всем понятно, что дорога — это хорошо, а бездорожье — это плохо, но не всем понятно, к сожалению, что наличие дорог для нашей страны, хорошего качества дорог, имеет чрезвычайно важное и особое значение с учетом огромности нашей территории. Связанность территорий субъектов, муниципалитетов между собой чрезвычайно важна для экономики и для социального самочувствия граждан», — цитирует Путина ТАСС.
По словам президента, дорог надлежащего качества в стране по-прежнему очень мало. Общая протяженность дорог высшей категории увеличилась за последние четыре года на 2423 км, но это всё федеральные трассы. Такие дороги полностью соответствующие нормативным требованиями и составляют 83% (в 2010 году их было намного меньше — 38,6%). «А вот доля таких дорог регионального значения по-прежнему не дотягивает даже до половины», — признал глава государства.
Именно региональные дороги стали главной темой доклада министра транспорта Евгения Дитриха. Он сообщил, что в рамках нацпроекта до 2024 года планируется отремонтировать более 45 тыс. км региональных дорог и 30 тыс. км городских улиц. В этом году, по словам министра, осуществляется поддержка строительства 17 крупных региональных объектов, на что уже выделено 5 млрд рублей. В этом году будут введены в эксплуатацию автодороги в обход Саранска, в обход Рузаевки (Мордовия), Первомайский мост (Брянская область), Красный мост (Орел). Всего по комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года планируется построить 12 обходов крупных городов, 32 больших моста, реконструировать 70 путепроводов. «К 2024 году обеспечим движение от Выборга до Севастополя по скоростным дорогам не менее четырех полос движения с разделенными встречными потоками. Это принципиально новое качество жизни россиян», — заверил Дитрих.
Глава государства обозначил основные болевые точки. «Безопасность дорожного движения во многом зависит от качества и обустроенности дорог, в том числе, от их освещенности. С этим у нас, скажем прямо, беда. За пределами агломераций практически на всех дорогах кромешная темень», — заявил глава государства. По его словам, такая проблема связана не только с неразвитой инфраструктурой. «Дело в объективном дефиците средств: тариф на электроэнергию достаточно дорогой, это вынужденная экономия и она, к сожалению, приводит к авариям и трагедиям», — подчеркнул Путин. Он уверен, что «за такую ситуацию отвечают и энергетики, и главы регионов, и правительство в целом».
«Я прошу всех согласованно и незамедлительно приступить к решению вопроса тарифов для освещения дорог и, конечно, нужно определиться с пошаговым решением этих задач — что, где, когда нужно в первую очередь начать освещать», — указал президент.
Еще одной проблемой при строительстве дорог Путин назвал административные барьеры, которые «по-прежнему остаются препятствием для внедрения инновационных решений, современных материалов и конструкций, для объективного выбора наиболее эффективного подрядчика в ходе конкурса». «При этом много, очень много контролеров, много суеты, бумажной волокиты, претензий надзорных органов, которые нередко противоречат друг другу, а объекты либо не сдаются в срок, либо их качество остается сомнительным», — отметил глава государства.
Президент потребовал от региональных властей в ближайшее время принять программы развития автодорог хотя бы до 2024 года. Это даст возможность дорожным строителям планировать работу на длительные сроки, загодя приобретать дорогостоящую технику, резервировать строительные материалы, вкладываться в специалистов и новые технологии, отметил он. При этом в программах должны присутствовать проекты на основе ГЧП и контракты жизненного цикла объектов строительства.
«Хочу адресовать регионам пожелание… большинством субъектов программы работ утверждены на шестилетний срок, но контракты по старинке утверждаются только на год, из всех объектов только 400 законтрактовано на срок более трех лет. Просил бы регионы активнее и смелее пользоваться преимуществом шестилетних программ работ и заключать под них шестилетние контракты», — подключился к теме министр Дитрих.
Не устраивает главу государства и достоверность цен на строительство дорог. «Остается проблемой порядок определения цен, что напрямую влияет на достоверность стоимости дорожных работ», — констатировал он. По данным Путина, «подрядчики зачастую выходят на конкурс, где заведомо занижены цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы, поэтому компании либо вовсе отказываются от таких подрядов, либо, как им заблагорассудится и как удается, выкручиваются». Путин подчеркнул, что такая ситуация «негативно сказывается на качестве дорог и на сроках выполнения дорожного строительства», и потребовал от заинтересованных ведомств «разобраться, наконец, в этой ситуации».
Среди озвученных на заседании инициатив — ужесточить антидемпинговые меры при проведении торгов по дорожным работам. «Мы предлагаем дополнительно проработать вопрос порога антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов по строительству, реконструкции и капремонту дорог. На сегодня порог антидемпинга — это 25%. Но анализ качества дорог при таком падении вынуждает пересмотреть его в сторону ужесточения», — сообщил глава Бурятии Цыденов. Он предложил проработать возможность при снижении цены более чем на 10% «требовать от заказчика дополнительные обоснования или финансовое обеспечение».