На заседании Совета по развитию местного самоуправления, которое прошло 30 января с участием президента страны Владимира Путина, заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин предложил ряд конкретных мер, способных ускорить и качественно улучшить реализацию нацпроектов по части строительства.
Для начала вице-премьер предложил внедрить штабной метод управления федеральными, региональными и муниципальными стройками и еженедельно собирать проектные комитеты на всех трёх уровнях. «Я знаю, что те передовые регионы, которые достигают успехов, так и работают. Они просто в ручном режиме этим занимаются», — отметил Марат Хуснуллин, явно имея ввиду Москву и Татарстан (и там, и там штабной метод работы внедрил сам Хуснуллин).
Цель штаба – понять, что мешает реализации проекта, и устранить эту помеху. На федеральном уровне в такой штаб должны входить все федеральные структуры, на региональном — все профильные министерства, на муниципальном — руководители муниципалитетов. Это непременно должны быть первые лица, которые дают поручения всем остальным. Это хоть и простое организационное решение, но оно способно создать условия для «прорывных вещей».
«Я готов в рамках тех проектов, которые мне поручили («Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», магистральные планы реализации инфраструктуры) еженедельно проводить проектный комитет в виде штаба», — заявил Марат Хуснуллин, дав понять, что впредь так и будет.
Не менее простое решение предложил Хуснуллин для сокращения сроков строительства объектов. Контракт с единственным поставщиком на подготовку проектной документации и на строительство одновременно сократит срок возведения объектов на целый год.
Вице-премьер напомнил, что в конце минувшего года в закон о контрактной системе были внесены изменения, позволяющие правительству России и региональным властям для реализации нацпроектов утверждать перечни объектов капстроительства с особыми правилами закупок. В частности, предметом контракта может выступать одновременно подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, а также сами работы по строительству, реконструкции или ремонту. Такой контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
«Одна простая поправка, но революционная, — что можно сейчас проводить конкурсы на проектирование и строительство, как мы говорим, «в одном флаконе». Но для этого все регионы должны принять нормативный акт о том, что это действует в рамках нацпроектов. Простая вещь — а сроки сокращает», — подчеркнул Марат Хуснуллин.
Чтобы избежать проблем с финансированием проектных строек, участие в нём федерального и регионального бюджетов необходимо рассчитывать только после выяснения стоимости проекта.
«Сейчас, выделяя деньги на проектирование и строительство объектов, мы говорим, что 90% даёт федерация, а 10% — субъект. Но субъект не знает, сколько, к примеру, будет стоить подключение к сетям. А после того, как проект готов, выясняется, что у региона не хватает денег и он не может строить. Надо с министерством финансов посчитать полную стоимость проекта — и проектно-сметной документации, и сам проект, и подключение к сетям — и исходя из этого определять долю участия региона», — разъяснил проблему вице-премьер.
А ещё он предложил обучать чиновников правильному составлению технических заданий для госзаказов. «У нас проблема в том, что многие госзаказчики не умеют составлять задания. Мы ругаем строителей, а на самом деле мы просто техническое задание правильно не умеем составить», — отметил Марат Хуснуллин.