Правительство РФ поручило ведомствам подумать над применением механизма инфраструктурной ипотеки при реконструкции аэродромного комплекса новосибирского аэропорта «Толмачево», передаёт «Интерфакс», ссылаясь на собственный источник в финансово-экономическом блоке кабинета министров.
Поручение разослано департаментом промышленности и инфраструктуры правительства, среди адресатов — Минтранс и Минэкономразвития. В пресс-службе Минэкономразвития это подтвердили, уточнив, что поручение должно быть выполнено к 7 марта. «В настоящее время вопрос прорабатывается, позиция министерства формируется», — сообщили «Интерфаксу» в ведомстве.
В настоящее время механизм инфраструктурной ипотеки проходит межведомственное согласование, отмечает «Интерфакс». Подготовленный Минэкономразвития план предполагает создание фонда инвестиций, который бы предоставлял финансирование концессионеру, привлекая деньги с рынка через обеспеченные госгарантиями облигации. Идею с фондом не поддерживают в Минфине. На фоне разногласий министерств задача по внедрению в практику инфраструктурной ипотеки, поставленная перед правительством Владимиром Путиным, пока никак не решается.
Аэропорт «Толмачево» входит в десятку крупнейших по пассажиропотоку аэропортов РФ. Терминальный комплекс аэропорта находится в собственности холдинга «Новапорт» бизнесмена Романа Троценко, аэродромная инфраструктура принадлежит государству. Последняя уже несколько лет нуждается в развитии: в 2010 году в «Толмачево» открылась построенная на государственные деньги вторая взлетно-посадочная полоса (ВПП-2), но для ее полноценного использования не были созданы ни перрон, ни магистральная рулежная дорожка (МРД). Изначально финансирование этих и других работ в «Толмачево» было предусмотрено в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», но в 2016 году она была секвестирована, а в 2018 году — наряду с другими ФЦП — и вовсе упразднена.
В мае прошлого года министр транспорта Максим Соколов предложил руководству «Толмачево» провести реконструкцию аэродрома с использованием государственно-частного партнерства — например, через механизм концессии. В июле Роман Троценко заявлял «Интерфаксу», что «Новапорт» готов на условиях концессии построить во второй летной зоне перрон и МРД. «Мы планируем вкладывать денежные средства, но за это мы потом уменьшим объем платежей, которые платим РФ за аренду перронной полосы», — говорил он.
Тем не менее в декабре прошлого года врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников обратился в правительство с просьбой выделить в 2019 году бюджетные средства на реконструкцию «Толмачево». Зампред правительства Аркадий Дворкович «спустил» обращение в Минтранс, Минэкономразвития и Минфин. В Минтрансе на это ответили, что запрашивали у правительственной комиссии по бюджетным корректировкам 8,6 млрд рублей на финансирование проекта в 2018-2020 гг., но получили отказ. В Минэкономразвития обратили внимание, что «проект должен быть рассмотрен с учетом определения перспективной загрузки аэродрома». Позиция Минфина по этому вопросу неизвестна.