На сегодняшний день в России действует около 1,5 тыс. третейских судов. Но, по мнению некоторых экспертов, подобный вид судопроизводства начинает активно терять доверие не только со стороны власти, но и у бизнес-сообщества, пишет «РГ».
В связи с этим Министерство экономического развития РФ решило «навести порядок» в системе третейских судов. Текст соответствующей концепции законопроекта будет подготовлен в течение трех недель, после чего он пройдет обсуждение со всеми заинтересованными инстанциями, а затем его направят на рассмотрение в Госдуму.
«Проблем с третейскими судами много. А методов госрегулирования, контроля и надзора практически нет. Наряду с нормальными судами есть небольшие третейские суды, создаваемые при конкретных юридических лицах. Они выносят не всегда понятные решения. Государство, в итоге, пытается еще раз внимательно посмотреть на решения таких судов, провести их через арбитраж, что сильно затягивает процесс по времени. А быстрого разбирательства, как это бывает в третейских судах за рубежом, не получается», — цитирует издание слова замминистра экономического развития Олега Фомичева.
Чиновник также подчеркнул, что необходимо «задуматься о вариантах ограничения деятельности «карманных» третейских судов». По его словам, есть несколько вариантов развития ситуации. Первый – наиболее жесткий. Он предполагает, резкое сокращение числа самих судов и создание третейских палат — условных аналогов адвокатских палат, по одной на регион. Второй вариант — запретить коммерческим организациям создавать третейские суды. Но ни одно из предложенных решений не удовлетворило экспертов.
«Нужно установить критерии квалификации и независимости судей. Для них можно ввести возрастной ценз, по которому третейским арбитром может стать любой гражданин, возраст которого не меньше 28 лет, и формально закрепить необходимость высшего образования. А вот фактический запрет судьям в отставке быть арбитрами в третейском суде надо снимать, он абсолютно не нужен», — отмечает «РГ».
Помимо прочего, для решения появившихся проблем следует совершенствовать формат заключения третейских соглашений и решить вопрос о самом предмете третейского разбирательства: какие дела в нем можно разбирать, а какие — нет.