Минэкономразвития России, оценивая регулирующее воздействие разработанного Минстроем законопроекта о коренной реформе саморегулирования в строительстве, заявило о поддержке критики данного документа со стороны профсообщества, сообщает Агентство новостей «Строительный бизнес».
Министерство опубликовало заключение об оценке регулирующего воздействия, которое появилось на свет по итогам публичных консультаций по проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования». В заключении говорится, что хотя МЭР концептуально поддерживает необходимость совершенствования института саморегулирования, однако соответствующий законопроект нуждается в доработке с учетом предложений и замечаний, поступивших от участников строительного рынка.
Заключение Минэкономики включает 11 пунктов, в которых содержится критика всех самых болезненных для системы нововведений, в том числе касающихся квалификации специалистов и безопасности строительства. Так, подробно рассматривается и критикуется создание дополнительного компфонда обеспечения договорных обязательств, что в условиях сложившейся в строительной и финансовой отраслях неблагоприятной ситуации представляется недостаточно продуманным шагом.
Кроме того, некоторые предложения коллег из Минстроя (например, бессрочный договор банковского счета для размещения компенсационного фонда) противоречат Гражданскому кодексу.
Предложение о регионализации саморегулирования и о регистрации членов СРО на территории того же субъекта РФ, что и сама СРО, идет вразрез с Конституцией России. В заключении, в частности, говорится: «Предлагаемое проектом акта регулирование приведет к риску монополизация функций по допуску хозяйствующих субъектов на рынок в рамках одного субъекта Российской Федерации, что станет препятствием для положительной практики объединения в СРО по отраслевому признаку (атомная, нефтегазовая, лифтовая отрасли), а также приведет к снижению конкуренции на строительном рынке. Также предлагаемое регулирование способно снизить конкурентоспособность отечественных представителей строительной отрасли по сравнению с иностранными юридическими лицами в указанной сфере деятельности вследствие того факта, что такие лица зарегистрированы не в каком-либо субъекте Российской Федерации, а на территории иностранных государств, что позволит им вступать в любую СРО на территории любого субъекта Российской Федерации».
Кроме того, МЭР серьезно критикует положения о техническом заказчике, о сборе персональных данных, а в анализе статьи о реорганизации СРО указывает, что она противоречит еще и законам физики – Минстрой предлагает сделать за 3 месяца то, что можно сделать при самых благоприятных условиях только за 4 месяца.
При этом МЭР напоминает о необходимости привести разработанный документ в соответствие с требованиями зампреда Правительства РФ Дмитрия Козака, который, как стоит напомнить, публично поддержал лишь одно нововведение реформы, а именно — обязательное членство в СРО для генеральных подрядчиков.
«В данной ситуации становится весьма шаткой и позиция Минстроя России как разработчика законопроекта, и президента Национального объединения строителей Андрея Молчанова, который вопреки мнению подавляющего большинства руководителей СРО — членов НОСТРОЙ активно поддерживал данный законопроект, ратуя за отмену отраслевых СРО и реализацию принципа регионализации саморегулирования», — делают вывод в АНСБ.