Министерство строительства и ЖКХ РФ поддержало подготовленный Федеральной антимонопольной службой законопроект о внесении изменений в закон «О защите конкуренции», который расширит перечень оснований для обжалования действий или бездействия уполномоченных органов по соблюдению исчерпывающих перечней процедур в сфере строительства.
Как отметили в пресс-службе Минстроя, за последние два года в министерстве сформировали и оптимизировали несколько перечней процедур — в сфере жилищного строительства, строительства нежилых и линейных объектов, объектов водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения. Цель этой работы — упрощение процедур и улучшение предпринимательского климата в отрасли. Необходимым условием для этого является неукоснительное соблюдение принятых норм региональными и муниципальными органами власти, сетевыми и ресурсоснабжающими организациями.
Однако, как отмечают в Минстрое, региональные (муниципальные) административные регламенты, регулирующие выдачу градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство, практически не соответствуют требованиям федерального законодательства. По данным мониторинга, проведённого министерством, в октябре текущего года лишь в пяти субъектах РФ регламенты всех уполномоченных органов власти отвечали установленным требованиям по выдаче ГПЗУ, а по выдаче разрешения на строительство – только в восьми регионах.
Нарушения зафиксированы при определении круга заявителей, на которых распространяется административный регламент, перечня правовых оснований для предоставления муниципальной услуги, срока предоставления услуги, перечня необходимых документов и т.д.
В настоящее время застройщики могут обжаловать неправомерные действия (бездействие) органов местного самоуправления и региональных органов государственной власти только в части нарушения сроков и требования избыточных процедур, не включенных в исчерпывающий перечень.
Подготовленный ФАС России законопроект вводит дополнительные основания для обжалования: незаконный отказ в приеме документов или заявлений, а также предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными и региональными нормативными правовыми актами, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур.