Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета по Министерству строительства и ЖКХ РФ, в соответствии с которым сумма финансовых нарушений со стороны министерства составила 3,1 млрд рублей.
«1,8 млрд рублей – это нарушения при исполнении бюджета, 555,3 млн рублей – нарушения при ведении бухгалтерского учета и 731,4 млн рублей — нарушения при осуществлении государственных закупок», — уточняется в заключении с выводом о том, что исполнение Минстроем полномочий главного администратора и распорядителя бюджетных средств находится на низком уровне.
В частности, как показала проверка СП, в 2015 г. Минстрой РФ не обеспечил поступление в доход федерального бюджета нераспределенного остатка средств сумме 1,8 млрд рублей, полученного от деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза России». Причина – неоднократное возвращение на доработку подготовленных Минстроем проектов соответствующих распоряжений Правительства. В результате в 2015 г. доходы федерального бюджета, администрируемые Минстроем России, были исполнены в сумме 10,5 млрд рублей, или только на 88,6% запланированного объема.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета составило 135,6 млрд рублей, или 98,8% утверждённых бюджетных ассигнований, на низком уровне остается и планирование расходов.
Объем дебиторской задолженности по Минстрою России в течение 2015 г. сократился на 37%, составив на 1 января 2016 г. 11,1 млрд рублей. Общая сумма кредиторской задолженности по средствам федерального бюджета за 2015 год увеличилась в 2,1 раза и составила 7,4 млн рублей.
Среди нарушений, допущенных Минстроем России при исполнении бюджета, на Коллегии было отмечено несоблюдение сроков доведения лимитов бюджетных обязательств на бюджетные инвестиции и субсидии регионам на объекты капстроительства на общую сумму 16,7 млрд рублей, а также отсутствие контроля за своевременностью возврата неиспользованных остатков средств межбюджетных трансфертов на общую сумму около 93 млн рублей.
В недостаточной степени осуществлялся Минстроем контроль за обоснованностью формирования госзадания для ФАУ «ФЦС» и ФАУ «ФЦСС» на мероприятия, направленные на совершенствование системы государственного ценообразования, сметного нормирования и технического регулирования в строительной сфере. В палате отметили, что данные учреждения перевыполнили порученные им задачи, однако выделенные на эти цели субсидии были использованы только наполовину, что, по мнению Счётной палаты, говорит о завышении министерством нормативных затрат при формировании обоснований на получение субсидий. К тому же из семи видов услуг, включенных в госзадание ФАУ «ФЦС», четыре не соответствовали видам деятельности, предусмотренным Уставом учреждения.
Также в заключении говорится о невыполнении Минстроем ряда показателей по федеральным целевым программам. Среди них – ФЦП «Жилище» и ФЦП «Юг России». Причина – несвоевременное финансирование программ со стороны министерства. Также Минстроем РФ в 2015 году не был обеспечен надлежащий контроль за соблюдением принятых регионами обязательств по софинансированию мероприятий ФЦП. В списке «проштрафившихся» регионов оказались республики Алтай, Ингушетия, Саха-Якутия, Хакасия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарския, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области. В число добросовестных попали только три региона – Бурятия, Тыва и Чечня.
Несмотря на невыполнение отдельными регионами условий заключенных соглашений, Минстрой не сокращал им субсидии, как того требует закон, а при планировании бюджета на реализацию ФЦП на 2015 год не учёл остатков средств, которые по состоянию на 1 января 2015 г. составляли 8,4 млрд рублей, или 43,1% предоставленных в 2015 г. субсидий.
В части управления имуществом тоже нашлись недостатки: в 2015 году Минстрой истратил на ремонт ведомственного жилья 27 миллионов рублей, но до сих пор ни одной из отремонтированных квартир своим работникам не предоставил.
Есть у Счётной палаты к Минстрою и вопросы по заключению госконтрактов. К примеру, ООО «Эгле», взявшись за проектирование и реконструкцию монастырского комплекса в Псковской области, работы вовремя не завершило, а подведомственная Минстрою Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга, выступающая второй стороной контракта, не только не потребовала неустойки от подрядчика, но и оплатила ему часть невыполненных работ.
По госконтракту с ОАО «Метрострой» ФКП КЗС проводились ремонтные работы, которые, по мнению Счетной палаты, относятся не к текущему, а к капитальному ремонту. Однако проектная и сметная документация на данные виды работ не составлялась, экспертиза ее сметной стоимости не проводилась, предусмотренное ФЗ-44 размещение заказа не осуществлялось.
В ходе проверки в ФАУ «ФЦС» были выявлены различные нарушения при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. Так, в составе нематериальных активов не учтена автоматизированная информационная система технического нормирования и оценки соответствия в строительстве стоимостью 24 млн рублей. Не проведена инвентаризация товарно-материальных ценностей, расчетов, денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности. Кроме того, в бухучете ФАУ «ФЦС» достоверно не отражена информация о недвижимом имуществе, что привело к искажению данных бухгалтерского баланса за 2015 г. более чем на 10 %. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении.
Данное заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания, соответствующие представления — в Минстрой, ФКП КЗС и ФАУ «ФЦС», сообщили в Счётной палате. Кроме этого информационное письмо будет направлено в ФАС России и обращение — в Генеральную прокуратуру.