Ассоциация застройщиков Московской области, объединяющая два десятка инвестиционно-строительных компаний, подсчитала рост себестоимости строительства, к которому могут привести изменения правил грузоперевозок. В письме, которое она отправила в Минстрой России, рост затрат строителей оценивается в 7–9%. Чтобы избежать этого, застройщики предлагают освободить от нового дорожного сбора большегрузные машины, перевозящие строительные материалы.
Как уточняет РБК, в упомянутом письме речь идет о двух постановлениях правительства. Первое вступило в силу 1 июля 2015 года (№1590), снизив вдвое предельную массу груза, перевозимого одним грузовиком. «Ужесточение требований по нагрузке на ось сразу повлекло рост цены на кубометр бетона примерно на 600–700 рублей, — утверждает президент ФСК «Лидер» Владимир Воронин. — Если раньше средняя цена была около 3,8 тыс. руб. за кубометр, то сейчас она около 4,5 тыс. руб. Груз, который раньше можно было перевезти одной машиной, требует теперь две». Ещё вчера «Лидер» собирался продать часть своего автотранспорта, теперь же покупает еще два десятка грузовиков. Впрочем, сами по себе нововведения правильные, считает Воронин, но их вступление в силу стоило бы отсрочить до тех пор, пока на строительном рынке не закончится кризис.
Второе постановление вступило в силу 15 ноября 2015 года (№ 1191). Оно вводит плату за пользование федеральными дорогами для автотранспорта массой выше 12 т. До конца февраля 2016 года тариф составит 1,53 руб. за 1 км, с 1 марта 2016 года — 3,06 руб. за 1 км. Пресловутая система «Платон», которая запущена полторы недели назад, вызвала массовые протесты дальнобойщиков.
«Подобные нововведения могут обернуться снижением темпов строительства, так как доставка материалов ведется исключительно крупнотоннажной техникой», — цитирует РБК президента Ассоциации застройщиков Московской области, гендиректора девелоперской компании Urban Group Андрея Пучкова. Себестоимость строительства, по его словам, вырастет в первую очередь из-за роста стоимости доставки инертных строительных материалов (песка и щебня). «Если песок в карьере стоит 80–100 руб. за кубометр и до изменения тарифов перевозки цена для конечного потребителя была 500 руб., то уже сейчас она выросла до 800 руб., — говорит Пучков. — Учитывая, что стоимость инертных материалов составляет 15% стоимости строительно-монтажных работ, рост в цене первых более чем на 50% влечет за собой существенное увеличение общей себестоимости строительства. Застройщики будут вынуждены либо уменьшить рентабельность проектов, либо повысить стоимость квадратного метра для покупателя».
В конечном итоге эти решения властей окажут влияние на всех участников строительного процесса, уверен генеральный директор Егорьевского завода строительных материалов (занимается производством газобетонных блоков) Андрей Смирнов: «Отпускная цена может остаться прежней, но для конечного потребителя она будет включать стоимость доставки и за счет этого вырастет минимум на 5%», — подсчитал он.
Транспортная составляющая в конечной цене продукции составляет более 60%, говорит президент одного из крупнейших в России производителей щебня — ОАО «Национальная нерудная компания» Дмитрий Аверин. При этом закон, в два раза снизивший максимальную нагрузку автотранспорта, привел к увеличению стоимости перевозки нерудной продукции автотранспортом. «В результате цена щебня у конечного потребителя при доставке на расстояние 100 км увеличилась в среднем на 200 руб. за тонну, или на 20%», — подсчитал он.
«Обозначенные цифры по росту себестоимости жилья на 7–9% вполне реальны, — соглашается генеральный директор группы компаний «Эталон» Антон Евдокимов. — В последнее время бизнес стремится сдержать рост цен на жилье, но изменение условий грузоперевозок приведет к росту цен у перевозчиков, а «застройщики, в свою очередь, тоже не будут строить себе в убыток».
Представители Минстроя и вице-премьера Аркадия Дворковича заявили РБК, что пока не видели обращения застройщиков, поэтому не могут прокомментировать его содержание. Однако в среду в эфире телеканала «Россия 24» Дворкович сообщил, что правительство разрабатывает меры, чтобы «более гладко» ввести систему «Платон» в действие.