Минфин отложил внесение в Госдуму осеннего оптимизационного пакета поправок к закону о госзакупках. Ряд поправок ещё обсуждается, поэтому в Госдуму проект поступит не ранее февраля. Об этом на круглом столе по совершенствованию 44-ФЗ в Совете Федерации сообщил замминистра финансов Алексей Лавров.
По информации «Коммерсанта», реформу закупочной деятельности планировалось проводить в два этапа: принятый весной пакет поправок предусматривал «быстрые изменения» и должен был помочь реализации нацпроектов — в частности, за счет сокращения сроков контрактации и упрощения закупок строительных работ. Второй же пакет предусматривал более сложные изменения и планировался к внесению в середине ноября 2019 года. Разработка итогового текста до сих пор продолжается, и хотя основной его текст готов, в нем еще предстоит учесть предложения парламентских слушаний и дополнительные поручения. Новые поправки могут появиться и ко второму чтению, отметил Алексей Лавров.
Документ сохранил положения о введении электронного документооборота на всех стадиях закупки, включая исполнение контракта, идею унификации требований к заявкам и сокращения способов закупок с 11 до 3 (конкурс, аукцион, запрос котировок). Одновременно Минфин предлагает повысить ценовой порог по запросу котировок с 500 тыс. руб. до 3 млн руб.
Для защиты заказчиков от срыва закупок предлагается ввести универсальную предквалификацию (наличие опыта исполнения госконтракта) при закупках дороже 20 млн руб.
Похожий механизм предложен и для защиты от «профессиональных жалобщиков», как их называют в ФАС: до подачи ценовых предложений жаловаться смогут поставщики с опытом.
Ужесточение ждет и банки — их регуляторы намерены включить в число субъектов контрактной системы, чтобы сделать их ответственными перед участниками закупки за несвоевременное блокирование денежных средств на спецсчетах. Впрочем, этот вопрос потребует дополнительного согласования с Банком России, уточнил замминистра.
Не удалось пока Минфину, ФАС и казначейству достичь единства в вопросе об электронных магазинах для недорогих госзакупок. Минфин предлагает передать их регулирование в регионы, а ФАС настаивает на централизации как принципов их организации, так и контроля.