Работа по созданию компенсационного фонда долевого строительства находится в завершающей стадии, и уже сейчас понятно, что новая структура сможет обеспечить интересы общества гораздо более эффективно, чем страхование. В частности, Фонд будет не только гарантировать защиту дольщиков от обмана, но и города от появления недостроев, считает председатель правления банка «Российский капитал» Михаил Кузовлев.
«Застройщик страховал себя от риска недостроя в пользу дольщика, что должно было гарантировать выплату дольщику затраченных средств. Схема, которая была призвана защищать средства граждан, на практике оказалась не столь эффективной, как в теории. Причем минусов она имела несколько, — рассказал «Интерфаксу» глава «Роскапа». — Первый – возврат средств гражданам – это долгая процедура и, увы, не гарантированная. Деньги, при самом удачном стечении обстоятельств, дольщику были бы возвращены в период от года до трех лет. Такой период мы получили, исходя из практического опыта с конкурсными процедурами объектов СУ-155. Деньги за это время могут значительно обесцениться, не говоря уже о том, что решение жилищного вопроса дольщика в этот период не происходит, а это влечет рост социальной напряженности. Почему так долго? Страховые компании защищаются от мошенничеств и злоупотреблений. Для того, чтобы получить страховку, надо доказать наступление страхового случая. Система буфера от страхового случая до выплаты денег в этом конкретном виде страхования настолько серьезна, что на практике компаниям платить практически не приходится».
Второй минус, по словам Михаила Кузовлева, — отсутствие модели достройки проблемного объекта. Система страхования, которая должна была защищать дольщиков на первичном рынке жилья, не предусматривала достройку проблемных объектов. «Даже если дольщик вернет свои деньги, брошенный объект будет стоять и разваливаться. При этом непонятно, что будет на площадке после того, как ее реализуют на конкурсе? А главное, когда это будет? Создаваемый фонд, в отличие от существующей системы страхования, защищает не только дольщиков, но и облик наших городов. Фонд ответственен за предоставление квартир, а не денег. Именно опыт достройки объектов СУ-155 привел разработчиков законопроекта к такой модели».
Получит ли дольщик квартиру в достроенном доме или компенсацию – будет решать собрание участников строительства. В случае принятия решения о достройке дома отбор нового застройщика будет производиться Фондом и утверждаться арбитражным судом, ведущим дело о банкротстве.
Напомним, что законопроект об использовании государственного компенсационного фонда для обеспечения обязательств застройщиков перед дольщиками прошел первое чтение. Ожидается, что ко второму в документе появятся поправки. «Ко второму чтению законопроект будет дополнен обязательствами по обязательной проверке Счетной палатой, а также требованием установить иные формы контроля, чтобы обеспечить прозрачность работы фонда и сохранности средств фонда», — обещал замминистра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин. Однако, как подчеркивают эксперты, это не исчерпывающие правки.
«К сожалению, не все наши пожелания пока учтены в рассматриваемом законопроекте. Например, мы считаем, что фонд должен повторить опыт АСВ (Агентства по страхования вкладов – ИФ) в части права получения статуса конкурсного управляющего. Сейчас это не заложено в закон», – говорит Михаил Кузовлев.
Существующая норма предусматривает, что Фонд осуществляет аккредитацию арбитражных управляющих, которые могут исполнять функции конкурсных (внешних) управляющих в деле о банкротстве застройщика. Арбитражный суд назначает арбитражных управляющих из числа кандидатов, представленных Фондом.
«Почему мы считаем это не самым оптимальным вариантом? В процессе банкротства необходимо учесть интересы множества кредиторов. При этом возможны долгие разбирательства, что недопустимо – это может значительно влиять на сроки достройки и ввода проблемных домов», – поясняет М.Кузовлев.
Как известно, банк «Российский капитал» занимается завершением строительства 130 жилых домов для исполнения обязательств перед 28 873 дольщиками застройщика-банкрота «СУ-155». Для реализации проекта банком была сформирована организационная, правовая и финансовая инфраструктура, а также налажено эффективное взаимодействие с дольщиками, Минстроем России и руководством субъектов РФ. «У нас есть опыт и действующий механизм достройки. Он должен лечь в основу деятельности Фонда», — резюмировал председатель правления «Российского капитала».