Счетная палата опубликовала экспертно-аналитический отчет о результатах поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства, в том числе в рамках мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и ее последствиями в 2019-2020 годах.
Согласно документу, меры государственной поддержки в 2020 году оказали положительное влияние на строительную отрасль, но не в полном объеме оградили ее от негативных факторов. В частности, имели место такие факторы, как значительное уменьшение общего количества застройщиков (на 11%), нарушение сроков завершения строительства более чем на шесть месяцев по 362 многоквартирным домам в 60 регионах. Объемы строящегося жилья по сравнению с 2019 годом сократились на 12,5% (94 млн кв.м и 107,5 млн кв.м соответственно).
При этом, в 2020 году доля всех программ государственной поддержки в общем объеме выданных ипотечных кредитов в России стала рекордной и составила 26,1% в количественном выражении и 29,7% в денежном.
Аудиторы отметили, что меры государственной поддержки рынка ипотечного кредитования запустили рост спроса населения на жилье, на что рынок отреагировал ростом цен за квадратный метр. Так, по итогам 2020 года индекс роста цен на жилье на первичном рынке составил на 12% по отношению к 2019 году, а средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир на первичном рынке жилья в 2020 году выросла на 20,4%.
По прогнозам экспертов, общие расходы федерального бюджета по четырем действующим ипотечным программам могут составить за весь период их реализации (до 2050 года) свыше 1,16 трлн рублей при условии сохранения ключевой ставки Банка России на уровне 5% и отсутствии досрочных погашений. Консервативный сценарий (повышение ключевой ставки до 6,5%) показывает рост бюджетных обязательств по программам до 1,72 трлн рублей.
По результатам анализа Счетная палата предложила поручить Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть возможность корректировки условий программы льготной ипотеки, в случае ее продления после 1 июля 2021 года, для ориентации мер на нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан или установки ограничения для участия в программе гражданина (домохозяйства) однократно.
Кроме того, необходимо скорректировать условия семейной ипотеки в части снижения ставки для семей, родивших третьего и последующих детей, в том числе на уже действующие ипотечные кредиты в рамках данной программы. А также рассмотреть возможность перераспределения средств, полученных АО «ДОМ.РФ» в качестве вклада в уставный капитал в декабре 2019 года для реализации программы Дальневосточной ипотеки, на другие программы поддержки ипотечного кредитования и жилищного строительства, оператором которых является ДОМ.РФ.
Счетная палата рекомендовала применить на территории ДФО и сельских территориях РФ альтернативные механизмы стимулирования улучшения жилищных условий граждан, в том числе прямые субсидии (гранты) семьям на покупку, строительство, ремонт жилья (включая индивидуальные жилые дома), предоставление доступного арендного и социального жилья.
Аудиторы добавили, что общая сумма, выделенная на шесть программ господдержки ипотечного кредитования и жилищного строительства (семейная ипотека, дальневосточная ипотека, сельская ипотека, льготная ипотека, поддержка семей с детьми, программа по кредитованию застройщиков по льготным ставкам) в 2019-2020 годах из бюджета составила 89 013,7 млн рублей. Фактически было использовано 58 376,9 млн рублей.