Счетная палата РФ опубликовала итоги проверки АИЖК на предмет реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года за период 2014-2016 годов и результаты мониторинга реализации мероприятий программы «Жилье для российской семьи».
«Программа не является системой взаимоувязанных по целям и задачам мероприятий и ресурсов, и фактически представляет собой «декларацию о намерениях», обусловленных набором дополнительных показателей, реализация которых не обеспечивается эффективными мероприятиями, — сообщили аналитики палаты. — По состоянию на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 0,8 млн кв. метров жилья экономического класса, или 3,3% объема, предусмотренного госпрограммой. При этом сама программа сформирована только на 77,6%».
В качестве примера в отчёте палаты фигурируют Татарстан и Башкирия, где программа «Жильё для российской семьи» выполнена на 4,2% и 7% от запланированного показателя. Вместо запланированных 463 тысяч семей, имеющих право на приобретение жилья в рамках данной программы, в сводных реестрах по регионам страны значатся лишь 74 тысячи (т.е. 16% от плана), при этом количество семей, которые приобрели жилье экономического класса, составило 26,3 тыс. семей, или только 5,7%.
Отсутствие должной подготовки к реализации программы, контроля за отбором в регионах и проработки эффективного применения механизмов поддержки со стороны Минстроя России и АИЖК не позволило снизить стоимость жилья на 20%, констатировали в Счётной палате. Основная цель программы не была реализована Минстроем России в установленные сроки и объемы. В результате, прежний целевой показатель по строительству экономического жилья был исключен из основных условий реализации программы в связи со сложной экономической ситуацией и снижением платежеспособности населения.
Также проверка показала, что правительство России не направляло в 2016 году обещанные межбюджетные трансферты регионам на строительство инженерно-технической, социальной и дорожной инфраструктуры, которые планировались в объеме 20 млрд рублей.
На поддержку застройщиков в виде предоставления льготного кредитования АИЖК направило банкам только 12,4 млрд руб. (для реализации только 4,6% проектов в рамках программы), при этом почти половину банки вернули агентству обратно. А Внешэкономбанк не предоставил АИЖК анонсированную кредитную линию в объеме 14 млрд руб. на финансирование обязательств по выкупу объектов инженерно-технического обеспечения.
«Соглашения по реализации мероприятий программы, заключенные между Минстроем России, АО «АИЖК» и регионами, фактически носили формальный характер, — констатировал представитель палаты Юрий Росляк. — В том числе не были установлены плановые ежегодные значения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, что не позволило осуществить надлежащий контроль за достижением показателей программы».
Ни одна из стратегий АИЖК не была завершена в срок, отметили аудиторы Счётной палаты. В ходе проверки были установлены нарушения и недостатки выполнения конкретных показателей эффективности. Так, объем построенного жилья для найма, профинансированного АИЖК в 2014-2015 гг, составил только 22,7% от плана. А в 2015 году, нарушив установленную методику расчета КПЭ, АИЖК отчиталось о количестве ипотечных кредитов, предоставленных гражданам из числа социально-приоритетных категорий, своими условными обязательствами по выкупу закладных у Банка России (более 6 тыс. штук по продукту «Военная ипотека»).
В рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» перед АИЖК была поставлена задача по организации коллективных инвестиций и реализации пилотных проектов создания арендного жилья в городах-миллионниках, но ни об одном подобном проекте в АИЖК информации нет. Также АИЖК не обеспечило эффективное использование и вовлечение в экономический оборот государственных гарантий в объеме 56,3 млрд руб., предоставленных Минфином для финансирования ипотечного жилищного кредитования, — между тем, указанные объемы государственных гарантий увеличивают государственный внутренний долг Российской Федерации…
Данный отчёт был рассмотрен на Коллегии Счётной палаты, после чего представители Минстроя предложили исключить программу «Жилье для российской семьи» из Госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - за неэффективность в условиях финансово-экономического кризиса (с учетом отсутствия бюджетного финансирования). Постановлением правительства Российской Федерации 31 марта программа «Жилье для российской семьи» из Госпрограммы была исключена.
Теперь задачу увеличения объемов строительства жилья стандартного класса Минстрой России и АИЖК планируют решать в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье», — путем выделения регионам субсидий на строительство объектов дорожной, социальной и инженерной инфраструктуры. В 2017 году 33 регионам страны уже обещаны очередные 20 млрд. рублей. Реализация таких проектов, по замыслу Минстроя России, должна стимулировать застройщиков к увеличению объемов строительства жилья стандартного (экономического) класса, а граждан – к его приобретению.