Последние четыре года система государственных и корпоративных закупок функционирует с низкой эффективностью и таким же уровнем конкуренции, сделали вывод в Счётной палате РФ, проведя соответствующий мониторинг.
Более половины государственных и муниципальных закупок, по данным СП, приходится на закупки у единственного поставщика, и почти 94% объема корпоративных закупок осуществляются неконкурентными способами. В минувшем году относительная экономия по 44-ФЗ составила 5,54%, по 223-ФЗ — 4,4%.
Вместе с тем, законодательство в сфере закупок не содержит действенной системы ценообразования, включая определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора. Отсутствуют и ресурсы, содержащие достоверные источники референтных цен для расчета НМЦ, что чревато их завышением.
По словам аудитора Максима Рохмистрова, 44-ФЗ излишне зарегулирован, — отдельные его нормы противоречат друг другу и положениям, которые действуют в других сферах деятельности. Постоянное усложнение законодательства в сфере закупок приводит к росту издержек как заказчиков, так и участников закупок, и не способствует ни росту конкуренции, ни повышению эффективности госзакупок. Между тем, именно государство – один из немногих заказчиков в стране, у которого покупательская способность в последние три года растёт.
В 223-ФЗ и вовсе отсутствуют нормы, нацеленные на повышение эффективности закупок и минимизацию коррупции. К примеру, не определен предельный срок оплаты товаров, работ, услуг и нет исчерпывающего перечня случаев закупки у единственного поставщика. К тому же внесённые в закон поправки, позволяющие заказчикам не размещать в единой информационной системе информацию о закупках ряда услуг, вывели из публичной сферы закупки на сумму 7,5 трлн рублей. Да и сама ЕИС в силу различных причин — не очень надёжная основа для цифровизации закупок: информация в ней не структурирована, недостоверные данные автоматически не выявляются, регулярно случаются технические сбои. Между тем, на развитие и совершенствование ЕИС регулярно тратятся из бюджета внушительные суммы, подчеркнул аудитор.
Указанные недостатки системы государственных и корпоративных закупок генерируют значимые коррупционные риски, — сделали вывод в СП и предложили ряд мер по повышению эффективности контрактной системы. В их числе – исключение избыточной регламентации процесса закупок, полная цифровизация (и автоматизация) процесса, позволяющая сократить сроки принятия решений, и внедрение рейтинга поставщиков с возможностью снижения на его основе требований к участникам закупок. Также предлагается ряд мер в части правового и информационного обеспечения, ценообразования и минимизации закупок у единственного поставщика. С полным списком предложений Счётной палаты можно ознакомиться здесь.