С момента отмены лицензирования и введения системы саморегулирования в строительной сфере прошло два года. Процесс формирования саморегулируемых организаций строителей фактически завершен. Также близок к завершению процесс бюрократизации отношений участников строительного рынка в процессе саморегулирования.
Несмотря на то, что новые СРО продолжают появляться в государственном реестре, компании, которые участвуют в их создании, уже охвачены системой саморегулирования, т.к. для создания новой организации должны обладать свидетельством о допуске действующей СРО.
О том, какие задачи стоят перед саморегулируемыми организациями на следующем этапе развития системы мы беседуем с Президентом СРО НП «ЦОС «СФЕРА-А» Ильей Константиновым.
- Одним из направлений деятельности СРО является разработка и утверждение правил и стандартов организаций на ведение и организацию работ. Насколько активно ведется работа по разработке и внедрению стандартов в Вашей СРО?
- Что касается стандартов, которые приняты в нашей СРО — они у нас установлены положениями и, соответственно, все наши члены должны применять их в своей работе. Мы не ждем трехлетнего срока, мы проверяем их выполнение уже сейчас. На сегодняшний день плановую проверку прошли 352 компании. Таким образом, минимальный контроль, который предусмотрен законом со стороны СРО, мы ведем.
Недавно я принимал участие в круглом столе, на котором обсуждалось использование стандартизованных контрактов в строительстве с учетом международного опыта. Работа по адаптации и внедрению на нашем рынке стандартных договоров подряда по международной системе ФИДИК ведется уже около года, но сами строительные компании этим стандартом пользоваться не хотят. Вообще, всё, что связанно с навязыванием дополнительных рамок в отношениях компаний друг с другом, компаний и СРО пока вызывает устойчивый «негатив».
Общее понимание, что «стандартизация – это хорошо», у строителей есть, но желания внедрять стандарты в собственных компаниях, к сожалению – нет. Все работают так, как привыкли работать. Так, как привыкли работать в России.
Дело в том, что плодотворной почвой для совершенствования деятельности компании является её финансовое благополучие. К стандартизации деятельности, к более цивилизованной работе стремятся крупные компании, т.к. им самим это становится необходимо для эффективного управления внутренними процессами. Небольшие компании, которых все-таки большинство, сегодня находятся в очень тяжелом финансовом состоянии и им не до стандартов.
В последние годы, по данным «Союзпетростроя», 90% заказов на строительство объектов в Санкт-Петербурге исполняли порядка 3% строительных компаний города. В результате такой монополизации рынка малый и средний бизнес остался без работы. Компании нуждаются в заказах, и готовы браться за работу, которая им перепадает на любых условиях. Они готовы заключать кабальные по цене и по срокам договора подряда, в том числе договора присоединения, которые не позволяют вносить в отношения с заказчиком собственные требования.
Ситуация может измениться, когда поддержка среднего и малого бизнеса из области деклараций перейдет в область практических действий.
Впрочем, один шаг в этом направлении уже сделан – Госдумой во втором чтении приняты поправки в 94-ФЗ, разрешающие размещение государственного заказа на строительство через конкурсные процедуры. Окончательное принятие этих поправок способно изменить ситуацию на рынке госзаказа к лучшему.
Что касается работы в направлении стандартизации Национального объединения строителей, то мы знаем, что такая работа ведется, но практических результатов пока не видим.
- Строительные компании — члены СРО, внося членские взносы в целях обеспечения работы по сохранению легитимности выданных допусков, вправе ожидать от организации "дополнительных" услуг, методической и практической помощи… чем, на Ваш взгляд, СРО может быть полезна своим членам?
- Сегодня этим вопросом задается каждый строитель. При этом, понимание сути саморегулирования зачастую отсутствует даже у непосредственных участников процесса.
Превалирует отношение к СРО, как к некоему обременению, которое необходимо терпеть, содержать, и при этом еще периодически допускать специалистов контрольной комиссии в свои офисы и на объекты с проверками… Но нужно понимать, что это отношение может резко перемениться, если в результате некачественной работы или иных действий отдельных членов партнерства произойдут выплаты из компенсационного фонда и остальным членам СРО придется вновь его наполнять. Вот тогда строители сами начнут спрашивать у руководства СРО — почему плохо проверяли, почему недостаточно жестко контролировали и т.д.
Все-таки основная задача саморегулируемой организации – это предотвращение подобных выплат и отсеивание недобросовестных участников рынка. У саморегулируемых организаций такие возможности есть, мы имеем непосредственный контакт с компаниями и можем видеть, кто реально работает и строит, а кто занимается другой деятельностью.
Что касается дополнительной работы СРО, то она связана с объединением ресурсов компаний для решения общих проблем. Мы начали с реализации программы «Лояльность», в рамках которой наши члены могут получать банковские и страховые услуги по более низким ставкам. Но действительно острую потребность строительные компании испытывают в заказах — этот вопрос возникает на каждом собрании, на каждой встрече с членами СРО и в Санкт-Петербурге и в регионах.
В связи с этим, мы решили начать работу по созданию в нашей организации Службы заказчика. Сейчас мы собираем данные о специализации компаний – членов нашей СРО, (что непросто, т.к. сегодня «все готовы строить всё»), собираем информацию о том, какие виды работ у компаний получаются лучше всего, с учетом наличия оборудования, специалистов и опыта. Таким образом, формируется пул узкоспециализированных компаний, способных качественно выполнять различные виды работ – по кровле, по коммуникациям, по благоустройству и т.д. Эта работа будет проведена во всех 17-ти регионах, где есть наши представительства.
Далее мы планируем, используя административный ресурс и другие возможности партнерства, содействовать нашим членам в получении подрядов от крупных заказчиков. Рассчитываем, что в такой ситуации небольшая компания, выступая как часть некой холдинговой структуры, будет защищена от необоснованного давления при заключении договоров в обмен на ответственность СРО, как контролирующего органа.
Создание «Службы заказчика «Сферы-А»- это наша основная задача на будущий год.
- Что Вы можете сказать о дальнейшем развитии системы саморегулирования в целом. На решении каких задач будут сосредоточенны усилия участников саморегулирования в ближайшей перспективе?
- Саморегулирование внедрялось для того, чтобы заменить неэффективный государственный контроль строительных организаций (т.к. в действительности, при выдаче лицензий, никакого контроля деятельности участников строительного рынка не происходило) на реальный механизм контроля, основанного на субсидиарной ответственности участников рынка и прямом взаимодействии контролирующего органа и строителей.
Этот механизм только начинает работать. Перед саморегулированием стоит задача оздоровления рынка строительных услуг, повышения их качества. Необходимо очистить рынок от «мусора», от организаций, которые в действительности строительной деятельностью не занимаются, а занимаются под вывеской строительных компаний чем-то иным.
Мне бы хотелось, чтобы на следующем этапе развития саморегулирования руководители СРО прочувствовали возложенную на них ответственность. Осознали свою роль, свои возможности влияния на строительный рынок – возможности сделать его чище и безопасней. Если такое осознание произойдет, то ситуацию реально можно изменить.
На мой взгляд, саморегулируемым организациям пора от внутренних процессуальных вопросов переходить к реальным действиям по повышению качества и безопасности строительных работ.
при использовании материалов SROportal.ru ссылка на источник обязательна