Большая часть строительных СРО в 2011 году «потеряла» по усредненным данным от 3 до 10% своих членов. При этом существуют СРО, в которых наблюдается прирост количества членов по 100 и более компаний в неделю.
О том, насколько связанно количество выданных свидетельств о допуске с реальной обстановкой на стройке рассказывает Президент СРО НП «Центр объединения строителей «СФЕРА-А» Илья Константинов.
- Уважаемый Илья Ильич, как Вы оцениваете динамику допуска юридических лиц на строительный рынок? Сказывается ли это на реальном строительстве?
- На мой взгляд, регистрация строительных компаний и фактическое количество выданных свидетельств о допуске с реальной обстановкой на строительном рынке не связан. Всегда есть люди, которые решают, что они или завтра, или послезавтра начнут строительный бизнес. Вступая в эту сферу, они не всегда могут оценить реальные возможности как свои, так и рынка. Желающих много, и процесс появления новых компаний неостановим. Даже если стройки в России вообще не будет, строительные компании все равно будут регистрироваться.
Что касается динамики роста одних СРО и потерь других СРО, конечно, она напрямую связанна с проблемой, которая называется «коммерческие СРО». Новые компании «на старте» ориентированны на минимизацию расходов, и чем меньше плата за вход на рынок (на котором еще неизвестно удастся ли тебе что-нибудь заработать), тем для них лучше. Говорить им об имидже, об устойчивости на рынке в связи с тем, что компания вступила в ту или иную СРО, бесполезно. Они говорят: «мне завтра нужно поучаствовать в этом тендере, а вы только две недели документы рассматриваете, а еще просите 300 тысяч в компенсационный фонд. Где же это видано, когда на соседней улице за полтинник продают! Вы жулики! А там — честные ребята помогают нам с работой».
И в таких СРО регистрируется множество фирм, которые получают допуск за самые минимальные деньги какие только возможно. Если дальше компании удается закрепиться на стройке, то, впоследствии, может возникнуть вопрос о том, не стоит ли поменять своё свидетельство о допуске и начать работать на законных основаниях… Потери при этом небольшие – всего 50 тысяч рублей и они свое дело уже сделали — контракт на руках. Другое дело, как в этой фирме обстоят дела с квалифицированными кадрами и прочим…
Конечно, здесь проблема не только в «коммерческих СРО», которые продают ничем не обеспеченные бумажки, а проблема еще в том, что не установлена система противодействия со стороны госорганов этим коммерческим фантикам. Предполагалось, что контролировать 200 строительных СРО государству будет проще, чем 100 тысяч строительных компаний, но, к сожалению, пока реального контроля деятельности СРО со стороны государства нет. Если бы, например, тендерные площадки, заказчики, не принимали такие допуски, то и проблемы бы не было…
Компании, которые реально строят — они строят по таким допускам, которые действительно обеспеченны и страховкой, и ответственностью СРО, и кадрами… Возможно, со временем, заказчик начнет интересоваться, какая именно саморегулируемая организация выдала подрядчику допуск к работе.
- Какова ситуация в Вашем партнерстве?
- Что касается динамики СРО НП «ЦОС «СФЕРА-А», то мы потихонечку растем — положительное решение о выдаче допуска принимается примерно по 10-ти компаниям в месяц.
Рост количества членов нашей СРО объясняется просто. Во-первых, мы не самые дорогие по членским и вступительным взносам. Во-вторых, мы очень широко представлены в регионах: у нас 17 филиалов и почти 30 представительств. То есть мы доступны для строителя, но не в смысле простоты приема документов, а в смысле удобства общения с нами. Людям не нужно посылать документы по почте и две недели ждать ответа. У него в городе есть представительство, где ему помогли-разъяснили, там же приняли документы, сказали, через какое время заявление будет рассмотрено. Там же на месте, если принято положительное решение, ему выдали допуск. Удобство для предпринимателя тоже немаловажно.
Недавно к нам вступила частная компания «Шафт Синкерс Лимитед» из ЮАР — занимается бурением шахт, входит в десятку крупнейших компаний в мире. Так вот, когда, в связи с началом масштабного проекта, центральный офис российского представительства компании был переведен из Москвы в Ростов-на-дону, компания, переехав туда, обратилась в наш ростовский филиал. И когда я спросил на общем собрании у их представителей о причинах такого выбора, они ответили – нам просто удобно работать с вашей организацией. Для нас это значимо.