Думский Комитет по бюджету проанализировал действие федеральной адресной инвестиционной программы, которая распределяет средства из казны на реализацию инвестпроектов в сфере строительства, и сделал вывод, что с каждым годом кассовое исполнение ФАИП снижается, а объём недостроя растёт. Сегодня в стране насчитывается 40 тысяч незавершённых объектов, из них 12 тысяч — как раз по линии федеральной программы.
На заседании комитета 11 ноября глава комитета Андрей Макаров при обсуждении корректировок в бюджет текущей трёхлетки предложил правительству верстать ФАИП в рамках главного финансового документа страны, как это было раньше. Комитет инициативу поддержал, теперь дело за остальными депутатами.
По данным Счётной палаты, на 1 октября текущего года кассовое исполнение Федеральной адресной инвестиционной программы составило 38%, в прошлом году за тот же период она была выполнена на 44%. Картина повторяется из года в год, что свидетельствует о наличии системных причин, мешающих выполнению программы, а также конкретных исполнителей и заказчиков, которые подходят к решению общегосударственных задач, мягко говоря, не совсем ответственно.
«С тех пор как Президент России в 2015 году дал поручение разобраться с причинами неэффективной реализации ФАИП, ситуация только ухудшается. Итоги десятилетнего эксперимента — сотни миллиардов рублей, закопанных в землю. Может, стоит вернуться к утверждению ФАИП в законе о бюджете?» — предложил коллегам Андрей Макаров, напомнив, что ранее, когда деньги на строительство объектов распределялось в рамках закона о бюджете страны, исполнение программы было приближено к 100%.
Главная проблема неисполнения программы — отсутствие средств у регионов на проектно-сметную документацию, без которой объекты вносятся в ФАИП, после чего деньги федерального бюджета замораживаются и планы не выполняются. К примеру, на 1 октября в рамках программы было освоено 135 миллиардов рублей вместо запланированных 350 миллиардов. Остальные мёртвым грузом лежат без дела, хотя им можно было бы найти более достойное применение.
«Сейчас ФАИП — это не то, что надо построить, а то, подо что есть документация, — уточнил Андрей Макаров. - Поэтому нужно менять идеологию: мы должны строить в первую очередь в тех регионах, где это необходимо, а не там, где есть документация. Федеральная адресная инвестиционная программа сегодня решает огромное количество важных социальных задач, поэтому должна работать не на тех, кто «подсуетился», а на решение национальных целей».
Кстати, правительство ещё в марте упростило процесс согласования с Минфином изменений, вносимых в правила реализации ФАИП. Тогда Минфин обязали рассматривать предложения о внесении изменений в течение десяти рабочих дней со дня их поступления. В кабмине рассчитывали, что сокращение сроков на согласительные процедуры повысит эффективность использования выделяемых средств на реализацию ФАИП.