24 мая Комитет по земельным отношениям и строительству провел «круглый стол» на тему: «Проект федерального закона о Федеральной контрактной системе. Новые подходы к формированию и размещению заказов для государственных или муниципальных нужд», сообщает пресс-служба Комитета.
В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Счетной палаты. Открыл и вел заседание председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских.
Участники «круглого стола» обсудили законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (в части регулирования государственных и муниципальных закупок), внесенный Правительством РФ. Комитет по земельным отношениям и строительству назначен соисполнителем по данному законопроекту. Проектом федеральной контрактной системы вводятся новые способы осуществления закупок, позволяющие учитывать особенности отдельных видов закупаемой продукции: двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием и запрос предложений.
С основным докладом выступил заместитель министра экономического развития Михаил Осеевский. В своем выступлении он подробно рассказал о новеллах законопроекта и подчеркнул, что «законопроектом регламентирован весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка контрактных результатов, мониторинг, аудит, надзор и контроль, в том числе и общественный, за соблюдением устанавливаемых требований».
«Вместе с законом о федеральной контрактной системе вносятся изменения в целый ряд законов. В первую очередь я хотел бы отметить Кодекс об административных правонарушениях, предполагается существенно ужесточить требования и к чиновникам за их действия или бездействие. В целом, закон сбалансирован, хотя есть огромное количество нюансов, которые будут доработаны ко второму чтению. Предполагается выпуск 21 подзаконного акта», — рассказал замминистра.
Председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских отметил, что в законопроекте не удалось в полной мере изменить принципиальный подход к регулированию закупок, перейти от детального регулирования процедур и контроля за ними к предоставлению большей свободы заказчику и возложению на него ответственности за результат». Так, сохраняется обязанность проводить открытые аукционы в электронной форме в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ. Можно сделать вывод, что преимущественной формой закупки останется электронный аукцион со всеми присущими данной процедуре в настоящее время недостатками, в том числе программного и технического характера».
Алексей Русских считает, что в законопроекте нет конкретных норм об ответственности заказчика за недостижение результата закупки. «Надзор и контроль за соблюдением требований законопроекта преимущественно будет осуществляться на стадии планирования закупок и отбора поставщиков. Считаю, что ко второму чтению работа над законопроектом должна вестись в первую очередь по данным направлениям», — отметил он.
По мнению участников «круглого стола», федеральная контрактная система является базисной для развития новых институтов государственного заказа, определяет основные принципы и фиксирует базовые положения новой системы государственных и муниципальных закупок. Однако, законопроект предусматривает наличие большого количества подзаконных правовых актов, в отсутствие которых система не сможет функционировать. Участники сошлись во мнении о целесообразности максимально полно урегулировать многие вопросы непосредственно законопроектом.
По итогам заседания были выработаны рекомендации Государственной Думе до конца весенней сессии рассмотреть законопроекты: О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части уточнения требований к документации об аукционе и извещению о проведении запроса котировок при размещении заказов на поставку лекарственных средств); О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части уточнения способов размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства).
Правительству РФ рекомендовано выработать организационную структуру, обеспечивающую реализацию федеральной контрактной системы путем распределения полномочий между ведомствами, а также рассмотреть варианты концентрации в самостоятельном, специализированном федеральном органе исполнительной власти полномочий по сопровождению федеральной контрактной системы.