Необходимость сохранения архитектурного облика исторической застройки российских городов и вопросы регулирования архитектурной деятельности обсудили 12 октября 2023 года на заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
В своем выступлении первый заместитель председателя Комитета Владимир Городецкий сообщил о проведении опроса в субъектах России по процедуре согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) в соответствии постановлением Правительства № 857 от 29.05.2023 г.
Согласно полученным данным, актуальными проблемами являются нехватка квалифицированных кадров и отсутствие правового статуса у главного архитектора. Эксперт отметил, что целевой набор студентов для дальнейшей работы в органах исполнительной власти, муниципальных образований и в подведомственных учреждениях послужит решением кадровых проблем, а правовой статус главных архитекторов определит новая редакция закона «Об архитектурной деятельности в РФ», над которой работает НОПРИЗ.
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Сергей Музыченко сообщил о проведении мониторинга правоприменительной практики для оперативного реагирования и внесения правок в законодательство. Он высоко оценил работу НОПРИЗ по введению норм, устанавливающих возможность разработки рабочей документацией лицами, осуществлявшими подготовку проекта.
Координатор НОПРИЗ и НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко обозначил проблемы в области законодательства, оказывающие негативное влияние на прохождение процедуры АГО застройщиками. Необходимы изменения, позволяющие согласовать АГО на основании требований ГПЗУ, выданных до 1 сентября 2023 года. Спикер отметил категоричность формулировок в документах, которые являются основанием для вынужденного приведения облика объекта к требованиям градостроительного регламента.
Не менее актуальной является проблема необоснованного отказа в согласовании АГО. Судебные обжалования являются долгими и затратными. Решением данной проблемы станет введение исчерпывающего перечня оснований для отказа от согласования АГО с указанием конкретных критериев, а также установление коллегиального рассмотрения оснований для обжалования.