В Совете Федерации прошел круглый стол, посвящённый перспективам импортозамещения в дорожно-строительной отрасли. Инициатором мероприятия выступил зампредседателя Комитета по экономической политике Константин Долгов. К диалогу пригласили представителей Минпромторга, Минтранса, Минстроя, компаний производителей и отраслевых профессиональных объединений.
По словам Константина Долгова, в дорожном строительстве по-прежнему превалирует импортная техника: продукция компаний недружественных стран замещается дружественными, но импорт остаётся импортом. Доля импортных фронтальных погрузчиков составляет 94%, экскаваторов – 81%, автогрейдеров – 70%, дорожных катков – 65%. Минпромторг хоть и принял «дорожную карту» по импортозамещению в отрасли производства строительно-дорожной техники, но результат пока не очень ощутим. Впрочем, в этом году отечественные производители отгрузили на внутренний рынок на 21% больше продукции (правда, в денежном выражении), а общее производство дорожно-строительной техники российскими заводами увеличилось на 31%, однако зачастую эта продукция дороже иностранных аналогов и не всегда соответствует предъявляемым к ней требованиям.
По словам замминистра промышленности и торговли РФ Альберта Каримова, строительный рынок «растет большими темпами», и отечественные производители за ним просто не попевают. Но перед ними стоит задача наращивать темпы роста производства, – для этого есть и инструменты, и меры государственной поддержки. Чтобы стимулировать внутренний спрос на российскую дорожно-строительную технику, Минпромторг собирается скорректировать механизм госзакупок и прописать обязательную долю закупок отечественной техники для парков крупных компаний.
В Минтрансе уверяют, что ведут активную работу над тем, чтобы парк подрядных организаций пополнялся отечественной техникой. Однако в Национальном объединении строителей констатируют: потребность подрядчиков в дорожно-строительной технике на ближайшие четыре года составляет 38 тысяч единиц. Если этой техники будет недостаточно, то и темпы, и объёмы дорожного строительства упадут.
Что предлагают в НОСТРОЙ для бесперебойного выполнения дорожно-строительных работ? Как можно быстрее доработать и принять Технический регламент ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», который, по словам заместителя руководителя аппарата НОСТРОЙ Павла Малахова, «откроет российский рынок для стран Евразийского экономического союза». В качестве временной меры подержать льготами ввоз в страну бывшей в употреблении импортной техники, потому как масштабно и быстро заместить импорт всё равно не получится. И настойчиво рекомендовать отечественным производителям дорожно-строительной техники «войти» в Реестр добросовестных производителей и поставщиков, формируемый нацобъединением на базе Каталога аналогов импортной продукции.
«Еще в рамках каталога импортозамещения, мы обнаружили, что достаточно много отечественных производителей спокойно могут заменить импорт, но им сложно о себе заявить. Реестр добросовестных производителей и поставщиков (подчеркну – это бесплатный сервис) может помочь производителям продвинуть свою продукцию и заявить о себе на рынке. Поэтому мы предлагаем включить в рекомендации круглого стола пункт с рекомендацией войти в этот реестр всем отечественным производителям строительной техники», – резюмировал Павел Малахов.
Отказаться от импортной техники на все 100% сейчас действительно невозможно, согласился Константин Долгов, но такая задача, по большому счёту, в целом и не стоит. Усилия государства в настоящее время сконцентрированы на критически важных позициях, по которым пока либо нет аналогов, либо их недостаточное количество.
Однако, с чем сенатор категорически не согласился, так это с предложением льготного ввоза подержанной иностранной техники. «Мы просто не можем поддержать позицию о том, что надо льготы давать на ввоз бэушной импортной техники. Конечно, никаких льгот со стороны государства мы на это давать не будем», — заявил Константин Долгов, отметив, что временной мерой поддержки в данном случае может выступать возможность параллельного импорта.