При обновлении нормативной базы следует учитывать результаты подготовки и применения специальных технических условий, считают в Главгосэкспертизе России. Данная тема был поднята на заседании Совета государственной экспертизы, состоявшемся на прошлой неделе в Москве.
Практика Главгосэкспертизы показывает, что значительная часть требований, приведенных в СТУ, повторяется, при этом накопленный опыт их разработки и применения недостаточно анализируется и практически не учитывается при обновлении действующих нормативных документов. Также не осуществляется и технико-экономическое сравнение вариантов компенсирующих мероприятий. В то же время по большому числу технически сложных и уникальных объектов разработка СТУ невозможна без принятия предварительных решений. Главгосэкспертиза предлагает ввести экспертную оценку компенсирующих мероприятий, предусмотренных в СТУ для уникальных технически сложных объектов.
Выполнять такую работу необходимо с обязательным привлечением организаций, обладающих научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области, в рамках полноценного научно-технического сопровождения на начальных стадиях проектирования. «Предметом оценки должны стать степень достаточности компенсирующих мероприятий и соответствие требованиям регламента, ее результатом — рекомендации по проведению и срокам выполнения натурных испытаний и исследований, а также дополнительных расчетов и моделирования», — отметил начальник Управления объектов энергетического комплекса и производственного назначения Главгосэкспертизы России Алексей Серебряков. По его словам, активная разработка специальных технических условий ведётся последние десять лет в связи с внедрением современных технологий и материалов и использованием проектных параметров, не отраженных в действующих нормативах.
«Разработка СТУ уже не относится к исключительным случаям и приобретает массовый характер: существующий порядок их подготовки и согласования позволяет при наличии хотя бы одного формального основания приводить ряд других необоснованных требований для отступления проекта от действующих нормативных актов, — заявил Алексей Серебряков. — Можно сказать, что СТУ – это индикатор состояния нормативной базы: чем их больше, тем она несовершеннее. Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, необходимо при актуализации действующих нормативных документов учесть накопленный опыт разработки и применения специальных технических условий».
В настоящий момент Минстрой России проводит активную работу по дополнению свода правил необходимыми требованиями, которые позволят сократить применение специальных технических условий. Так, в декабре 2018 года Минстроем был утвержден план разработки и согласования правил актуализации ранее признанных строительных норм и правил, которым предусмотрен пересмотр 36 действующих и разработка 24 новых сводов правил. Перевод повторяющихся требований СТУ, согласованных в установленном порядке, в актуализированные своды правил позволит не только модернизировать действующее регулирование и привести практику подготовки СТУ к более взвешенному состоянию, но и решить задачу обеспечения баланса между запросами рынка и государственными интересами в области безопасности и надежности объектов капитального строительства.
«Развитие ситуации с СТУ должно приводить к совершенствованию нормативного регулирования. Мы не предлагаем полностью отказаться от СТУ, это невозможно, но уверены, что необходимо сократить частоту их использования, к примеру, за счет привлечения на более ранней стадии экспертов к рассмотрению случаев, требующих дополнительного регулирования», — резюмировал начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов.