Одной из тем форума «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства», что прошел в рамках Недели российского бизнеса, стала работа экспертов в строительной отрасли. Организатором Недели традиционно выступил Российский союз промышленников и предпринимателей, сообщили в пресс-службе Главгосэкспертизы.
Открывая форум, президент РСПП Александр Шохин, отметил, что чрезмерное контрольно-надзорное давление – одна из наиболее острых проблем современного бизнеса, требующая серьезных преобразований. Спикер напомнил, что в 2017 году началась системная реформа контрольно-надзорной деятельности, одна из ключевых задач которой — снижение административной нагрузки на бизнес. Предпринимательское сообщество, по его словам, активно взаимодействует с правительством по части реализации реформы в рамках проектного комитета, общественно-делового совета и экспертной рабочей группы. Основным направлением деятельности рабочих групп стала подготовка предложений по актуализации обязательных требований, другое важное направление реформы — подготовка чек-листов для проведения плановых проверок.
Александр Шохин напомнил, что в конце минувшего года в Госдуму был внесен проект федерального закона о государственном контроле, надзоре и муниципальном контроле, в котором закрепляются процедуры контрольно-надзорной деятельности и дается исчерпывающий перечень видов контроля. При разработке законопроекта были учтены многие замечания и предложения бизнес-сообщества. «В рамках дальнейшей совместной работы над документом необходимо установить, какие виды контрольно-надзорной деятельности должны сохраниться, а какие следует исключить», — отметил президент РСПП.
Обсуждая с участниками форума совершенствование контрольно-надзорной деятельности и создание условий для формирования благоприятного инвестклимата, начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов отметил, что институт государственной экспертизы зачастую воспринимается профсообществом только как контрольно-надзорный орган, осуществляющий своего рода «разрешительный режим». Между тем, цель деятельности экспертов – не только контроль, но и экспертная оценка качества проектно-сметной документации и эффективности проектов.
«Проводя анализ проектов, рассмотренных нашими экспертами, мы анализируем не только то, сколько государственных денег сэкономлено (а речь идет о сотнях миллиардов рублей), но и сколько аварийно-опасных решений в ходе экспертизы было выявлено нашими экспертами и сколько, соответственно, было предотвращено техногенных аварий и катастроф, — отметил Игорь Манылов, заметив, что Главгосэкспертиза России представляет на площадке форума фактически весь институт строительной экспертизы. — Отказаться от контроля в этой сфере невозможно, пока институт проектирования не выйдет на новый качественный уровень. И Главгосэкспертиза играет в этом процессе особую роль. Например, наше участие в процессе реализации проектов на предэкспертных стадиях уже дает положительный эффект».
По словам Игоря Манылова, количество отрицательных заключений, выданных в 2017 году, составило 17%, что подтверждает влияние новых форматов работы на качество проектов. Улучшить эти показатели поможет инициированный Главгосэкспертизой ввод нулевой стадии экспертизы.
Предэкспертиза — оценка проекта на этапе начала проектирования, когда эксперты могут консультировать заказчиков и проектировщиков на стадии инвестиционного замысла проекта, во время формирования его основных показателей.
Сейчас эксперты приступают к рассмотрению проекта, когда основные параметры будущего объекта уже определены, и любые серьезные ошибки и просчеты, обнаруженные экспертизой и требующие исправления, означают потерю времени и ресурсов, а для федерального бюджета, если финансирование объекта осуществляется за государственный счет, — заморозку выделенных средств. При таком алгоритме практически не осуществляется экспертная оценка исходных данных, используемых проектировщиками, не получает экспертной оценки и само задание на проектирование. То есть, экспертиза полностью выключена из процесса именно на той стадии, когда определяются основные параметры инвестиционного решения, а коррекция проекта могла бы производиться с наименьшими потерями времени, сил и материальных ресурсов. Именно на преодоление этой проблемы и направлена концепция сервиса предэкспертизы.
Также немаловажную роль сыграет и введение института обоснования инвестиций и оценки обоснования, который позволит повысить качество бюджетного планирования за счет более точного определения предполагаемой стоимости проектов и тем самым повысит эффективность капитальных вложений в строительство.
В целом, прошедший год, по словам начальника Главгосэкспертизы России, характеризовался существенными изменениями в работе государственной экспертизы. Цель этих изменений состояла в создании условий, позволяющих всему экспертному институту динамично развиваться и справляться с возникающими вызовами, в том числе активно внедряя современные технологии и совершенствуя процессы оказания услуг. Игорь Манылов рассказал участникам форума о внедрённых его службой информационных сервисах, создании контактного центра и запуске ФГИС ЦС, о разработке системы стандартов экспертной деятельности и работе учебного центра, на базе которого повышают квалификацию как сами экспертя, так и проектировщики и заказчики.
В рамках форума также выступили министр РФ Михаил Абызов, первый зам Генерального прокурора Александр Буксман, президент ТПП РФ Сергей Катырин, глава Федеральной службы по труду и занятости Всеволод Вуколов и другие.