Вице-президент Национального лифтового союза и глава Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России Сергей Чернышов и бывший топ-менеджер Щербинского лифтостроительного завода Дмитрий Коженов фигурируют в уголовном деле. Их обвиняют в картельном сговоре на торгах по закупке и установке лифтов для Фонда капремонта многоквартирных домов Иркутской области. Цена вопроса – 1 млрд рублей.
По информации «Коммерсанта», вице-президента НЛС Сергея Чернышова задержали в здании СКР, куда его вызвали для допроса в качестве свидетеля. Однако через несколько часов позиция следователя Главного управления по расследованию особо важных дел (ГУРОВД) изменилась, и господину Чернышову было предъявлено обвинение в ограничении конкуренции, причинившем особо крупный ущерб (п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ). Это достаточно редкая в уголовном судопроизводстве статья, предусматривающая до шести лет заключения, отмечает «Ъ».
По ходатайству следствия Басманный суд отправил господина Чернышова под домашний арест, хотя его адвокат настаивал, что тот является публичной фигурой, положительно характеризуется и не собирается скрываться, — даже на допрос к следователю ГУРОВД СКР господин Чернышов прилетел из-за границы, прервав свой отпуск. Однако данные и прочие аргументы не привели к изменению меры пресечения — на днях срок домашнего ареста обвиняемому был продлен.
Стоит отметить, что Сергей Чернышов действительно известная в отрасли фигура: помимо НЛС он руководит Комиссией по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России и президенствует в СРО «Российское лифтовое объединение». Вместе с ним фигурантами расследования являются Дмитрий Коженов и Антон Рябикин. Первый до недавнего времени являлся топ-менеджером Щербинского лифтостроительного завода, второй занимал пост замдиректора по экономике в иркутском ООО «Звезда». Но если господину Коженову инкриминируется только ограничение конкуренции, то господину Рябикину еще и мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК).
Данное уголовное дело было возбуждено СКР еще в 2019 году и связано с расследованием обстоятельств картельного сговора при проведении тендеров на установку и обслуживание лифтов в Иркутской области. Незаконные договоренности были выявлены Управлением антимонопольной службы по Иркутской области, участниками сговора были признаны судами ООО «Звезда», ОАО ЩЛС и ООО «Мосрегионлифт». Действия участников сговора, как считает следствие, были направлены на создание условий, при которых цена на работы, связанные с массовой заменой лифтов в регионе, которая проводилась в то время, не снижалась. А соответствующие подряды на торгах, проводимых Фондом капремонта многоквартирных домов, распределялись между участниками картельного сговора.
Согласно подсчетам ФАС, согласованные действия участников позволили им получить заказы более чем на 1 млрд руб. При этом, создавая видимость «состязательной борьбы», компании заранее спланировали свои дальнейшие действия. Так, ни один из победителей этих тендеров не выполнял заключенные договоры с фондом самостоятельно, а перераспределил их между участниками «союза». Например, ЩЛЗ на следующий день после заключения договора обратился к организатору торгов за согласованием заключения субподрядного договора с «Мосрегионлифтом». В свою очередь «Мосрегионлифт» и «Звезда», выполняя работы по ремонту и замене лифтового оборудования, заключили договоры субподряда с другими организациями.
В апреле 2019 года, проверив данные ФАС, прокуратура Иркутской области направила свои выводы в СКР, что и стало поводом для возбуждения уголовного дела. Первыми обвиняемыми по нему стали гендиректор «Звезды» Олег Хамуляк и депутат Законодательного собрания Иркутской области, член КПРФ Андрей Левченко (сын бывшего иркутского губернатора Сергея Левченко). Ущерб от их действий, по подсчетам следствия, превысил 185 млн руб. По некоторым данным, оказавшись в СИЗО, господин Хамуляк стал активно давать показания и сотрудничать со следствием, что, возможно, и привело к появлению новых фигурантов.
Адвокаты обвиняемых категорически отказались от любых комментариев, связанных с расследованием. В НЛС их также получить не удалось, сообщил «Ъ».