С текущего года Минпромторг начал пристально следить за балансом спроса и предложения на рынке стройматериалов. На основании этих данных ведомство будет принимать решения, какие проекты поддержать, а каким отказать, — чтобы не усугублять и без того острую проблему избыточности мощностей по производству стройматериалов, сообщает портал «Ради Дома PRO».
По мнению замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Романа Куприна, в стране сложился серьезный дисбаланс спроса и предложения в промышленности строительных материалов, который мешает развитию рынка.
По его словам, такая ситуация сложилась начиная с 2000-х годов. С ростом темпов строительства проблему дефицита стройматериалов решали слишком активно: новые предприятия появлялись без учета наличия рядом аналогичных производств. Это привело к появлению избыточных мощностей и, как следствие, высокой конкуренции и недозагруженности предприятий.
Особенно остро эта проблема обозначилась в цементной промышленности, отмечает Куприн. Если в советское время перевозки ж/д транспортом на расстояния свыше 400 км считались экономически нецелесообразными, то сегодня на те же расстояния цемент перевозят автомобильным транспортом, а железнодорожным спокойно транспортируют продукцию из Новороссийска в Санкт-Петербург.
Чтобы решить эту проблему, Минпромторг намерен вести расчет балансов спроса и предложения на среднесрочный и долгосрочный периоды, сообщил Куприн, пообещав господдержку только тем предприятиям, которые будут работать, не создавая избыточных мощностей и учитывая систему региональной кооперации. В министерстве также рассчитывают, что все региональные программы будут с ним согласовываться в той их части, где речь идет о строительстве новых производств строительных материалов.
На сегодняшний день отечественные заводы по производству строительных материалов загружены не более чем на 50-60%, ссылаются в «Ради Дома PRO» на данные инвестиционно-консалтинговой компании СМ ПРО. По самым лояльным прогнозам, к 2025 году все эти предприятия будут загружены только на 70%, причём этого будет достаточно, чтобы удовлетворить спрос. Таким образом, в ближайшие 10 лет новые заводы строить не имеет смысла, отмечают в СМ ПРО.