В минувший четверг в рамках деловой программы Российской строительной недели НОСТРОЙ провёл круглый стол, посвящённый государственным закупкам и ценообразованию в строительстве. В ходе мероприятия были озвучены отраслевые проблемы в сфере госзаказа и предложения НОСТРОЙ по совершенствованию существующей системы.
По мнению вице-президента НОСТРОЙ Антона Мороза, сегодня системе госзакупок требуется «глобальная ревизия» и данное мероприятие призвано «выработать решения», которые следует направить в правительство и Минстрой. Впрочем, свои предложения НОСТРОЙ в госорганы уже направил. Среди них: внедрение в госзакупки системы рейтингования подрядчиков, обязательное авансирование по договорам стройподряда от 20% до 50% стоимости контракта, отмена требования о банковской гарантии по контрактам стоимостью до 60 млн рублей при строительных работах и до 25 млн рублей при проектировании, а также полная отмена обеспечения гарантийных обязательств. Минстрою предлагается разработать и внедрить механизм выравнивания конкурентных преимуществ между строительными организациями, обременёнными «северными» льготами, и стройкомпаниями, таких обременений не имеющими, а также дополнить перечень оснований для увеличения стоимости государственных и муниципальных контрактов ростом стоимости стройматериалов более 15% за квартал.
Есть в НОСТРОЙ и своё представление, каким быть рейтингу подрядчиков в рамках конкурентных процедур. По словам директора Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александра Мешалова, он должен состоять из рэнкинга (группы критериев, необходимых заказчику) и, собственно, рейтинга (оценки участников в отобранной группе подходящих по критериям компаний). Система рейтингования должна позволять соискателю самостоятельно выбрать важные для него критерии и исходя из них составить рейтинг. В конкурсных процедурах рейтинг может включаться в конкурсную документацию в качестве нестоимостного критерия квалификации участника закупки как показатель его деловой репутации. На аукционах рейтинг можно включать в допусловия к их участникам, что позволит эффективнее выявлять подрядчиков, способных выполнить условия госконтрактов. Кроме того, важно в критерии рейтинга, если не на первом, то на втором этапе включать требования к квалификации специалистов участников закупок.
В ходе обсуждения заданной темы участники круглого стола говорили об отразившемся на стоимости строительства росте цен на стройматериалы, о требованиях, предъявляемых к определению сметной и контрактной стоимости строительства, о переходе на ресурсно-индексный метод ценообразования, обновлённой ФСНБ-2020 и пополняемой ФГИС ЦС.
Видеотрансляция круглого стола доступна на Youtube-канале НОСТРОЙ.