На прошедшей в Челябинске конференции «Техническое регулирование в строительстве» Департамент нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ презентовал единые стандарты СРО и стандарты деятельности СРО. Необходимость создания единой системы стандартизации в строительной отрасли была установлена Градкодексом в июле 2016 года, напомнили в НОСТРОЙ. С тех пор в национальном объединении занимаются разработкой стандартов на процессы выполнения работ в строительстве, единых стандартов деятельности СРО и единых квалификационных стандартов.
Стандарты деятельности СРО представляют собой корпоративные нормативные документы, помогающие саморегуляторам следовать целям, установленным законодательством о саморегулировании. Такие документы также позволяют СРО разрабатывать свои внутренние документы в единой форме.
Как отмечают в НОСТРОЙ, применение единых стандартов деятельности СРО исключает появление нетипичных случаев в деятельности саморегулируемых организаций и приводит к единообразию требований к членам СРО, что способствует повышению профессионализма органов управления СРО, защищает права и законные интересы членов СРО и не допускает монополизацию в субъекте РФ с единственной саморегулируемой организацией.
В настоящее время в Национальном объединении строителей разрабатываются следующие единые стандарты деятельности СРО:
- деятельность органов управления саморегулируемой организации;
- членство в саморегулируемой организации;
- обеспечение саморегулируемой организацией имущественной ответственности деятельности своих членов;
- обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов;
- применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации;
- обеспечение информационной открытости деятельности саморегулируемой организации;
- обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов членов саморегулируемой организации;
- документооборот саморегулируемой организации.
Нормы каждого стандарта разделены на три категории:
- обязательные для применения (они базируются на требованиях законодательства и обеспечивают его соблюдение);
- условно-обязательные (требования о наличии во внутренних документах положений, регулирующих аспекты деятельности СРО, которые вытекают из норм закона, но напрямую им не урегулированы. СРО в таких случаях предлагается либо использовать в своих документах нормы стандарта, либо самостоятельно определить содержание таких положений);
рекомендательные (используются по усмотрению СРО).
После принятия и внедрения единых стандартов СРО, в том числе квалификационных стандартов, саморегуляторы обязаны соблюдать указанные в них требования.