Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК) подготовило ряд замечаний к проекту федерального закона «О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц» и направило свой комментарий в НОСТРОЙ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, экспертный совет Государственной Думы.
По мнению экспертов агентства, опубликованный законопроект нуждается в существенной доработке по целому ряду статей, начиная с определения квалификации участников конкурса на строительный подряд, которое возлагается на плечи СРО, не имеющих для выполнения данной функции ни человеческих, ни финансовых, ни временных ресурсов, и заканчивая расходами исполнителей строительных работ на оплату «дополнительных обязательных услуг» (банковского сопровождения и страхования объекта строительства), которые неизбежно приведут к удорожанию объектов строительства как минимум на 5-6% от первоначальной цены контракта.
Специалисты РАСК считают, что в федеральном законе, регламентирующем государственные закупки в сфере строительства, необходимо учесть и закупки, связанные с подготовкой проектной документации и проведением инженерных изысканий, которые являются смежными и неразрывными видами деятельности строительства. Это поможет избежать серьёзных проблем, существующих на сегодняшний день в данной сфере: необоснованного демпинга цен, низкого качества строительных работ и неэффективности государственных расходов.
Эксперты также отметили, что новое понятие «коллективный участник закупки строительного подряда», по сути, ничем не отличается от прежнего субподряда, а предложенный проектом порядок проведения конкурентных переговоров не выдерживает никакой критики по противодействию коррупции в системе госзаказа. Сама по себе схема, при которой участники могут на конфиденциальных условиях обсудить условия исполнения контракта с заказчиком, порождает серьезные коррупционные риски: комиссия может злоупотреблять возложенными на нее функциями и объявлять, что по результатам конкурентных переговоров победила «нужная компания» по «объективным» условиям.
«Все это противоречит главным целям законопроекта: предотвращению коррупции и иных злоупотреблений при осуществлении закупок строительного подряда и повышению качества строительства и эффективности госрасходов, — считают специалисты агентства. — Без устранения указанных нами критических замечаний принятие данного закона не только не принесет строительному сообществу никаких положительных улучшений, но и может усугубить коррумпированность отрасли, повысить стоимость исполнения контрактов и значительно снизить качество строительства».
Напомним, что обсуждение проекта федерального закона «О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц» продлено разработчиками до 30 марта. Своё мнение об основных моментах законопроекта может выразить каждый желающий на портале http://normativy24.ru/.