В Реестр инновационных материалов и технологий, формируемом НОПРИЗ, будут внесены новые позиции — метод радарной интерферометрии для оценки деформации земной поверхности (InSAR) и технологии производства наноцемента и капсуляции. Такое предложение прозвучало на очередном заседании Комитета по новым технологиям и строительным материалам Национального объединения проектировщиков и изыскателей, которое состоялось 25 августа.
Как сообщили в пресс-службе НОПРИЗ, технологию InSAR и преимущества от её применения презентовал на заседании комитета директор ООО ЭС–ПАС (филиал французской корпорации «TRE ALTAMiRa») Александр Сальман. Суть технологии заключается в спутниковом мониторинге смещений земной поверхности и объектов инфраструктуры, а технически реализация представляет собой многократную отправку сигнала со спутника на землю и обратно, замер и анализ полученных данных. Система обработки данных использует самые современные алгоритмы с целью извлечения максимального объема информации из радиолокационных изображений. Новая система обработки данных обеспечивает максимально возможную плотность естественных отражателей даже на территориях с густой растительностью и глубоким снежным покровом и позволяет измерять смещения земной поверхности любой амплитуды. Благодаря большому охвату радиолокационных изображений (примерно 50×50 км) и миллиметровой точности каждого измерения, эта технология предоставляет возможность выявления и картографирования смещений земной поверхности на обширных территориях.
Докладчик привел результаты использования данной технологии при проведении исследований портовых сооружений, мостов, автомобильных и железнодорожных дорог в Европе и выразил убежденность в том, что на территории России она также может успешно применяться. В частности, ее применение возможно в нефтегазовой и горной промышленности, на всех возможных объектах инфраструктуры, крупных промышленных сооружений и для мониторинга различных природных явлений — оползней, землетрясений, цунами. В России пока не существует исходных данных, спутников на базе которых возможно было бы проводить такие исследования, сама технология сравнительно молодая и разработана европейским космических агентством. В связи с чем, по мнению докладчика, было бы целесообразно заказывать исследования при помощи зарубежной техники, а интерпретировать полученные результаты поручать российским специалистам.
Председатель комитета Илья Константинов согласился с тем, что данная технология может вызвать интерес со стороны российских компаний, и предложил разместить представленные материалы в открытом доступе в Реестре инновационных материалов.
Технологии производства наноцемента и применению метода капсуляции посвятил своё выступление заместитель генерального директора Московского института материаловедения и эффективных технологий Александр Чухаев. По его словам, данную технологию возможно использовать при проектировании и строительства домов без несущих конструкций, что дает хорошие результаты в сейсмически активных районах. Председатель комитета предложил докладчику презентовать технологию на выставке «Импортозамещение» и прислать материалы для размещения в реестре — для ознакомления с ними всех участников проектно-изыскательского сообщества и получения экспертных заключений и рекомендаций по эффективному внедрению данной технологии.
Ещё один «претендент» на место в реестре – индустриальный способ строительства дорожного покрытия из бетонных плит. По словам представителя компании «ПСК-Профит» Игоря Ермакова, данный способ более экономичен и в процессе строительства, и в процессе эксплуатации дорог: бетонные покрытия легче переносят сезонные перепады, экономят бюджету миллиарды рублей и вовлекают в процесс строительства сразу несколько смежных отраслей — металлургическую, химическую, строительную, дорожную.
Свои доводы докладчик подкрепил тезисом министра промышленности и торговли Дениса Мантурова: «Для государства программа планового перехода на бетонные дороги — это экономия бюджетных денег, для предприятий — загрузка мощностей, создание рабочих мест. Для потребителей — комфортные условия езды». Однако его выступление вызвало немало вопросов, связанных с производством и финансированием, способами вывода данной технологии в передовые, а также с потенциальными препятствиями популяризации темы индустриального строительства дорожных покрытий. Илья Константинов отметил, что представленная технология интересна, но имеет ограниченную сферу применения. Члены комитета пришли к единому решению о необходимости сотрудничества с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) для проведения анализа и получения заключения о применении данной технологии.