Национальное объединение изыскателей и проектировщиков выступило инициатором создания рабочей группы по подготовке изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Какова суть очередных новаций, Агентству новостей «Строительный бизнес» рассказал руководитель Аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин.
За неполных четыре года действия упомянутого закона он подвергался правкам более 40 раз. Тем не менее, очередные изменения «уже назрели». «Ситуация такова, что к работам по строительству, инженерным изысканиям, подготовке проектной документации нередко допускаются подрядчики, не способные выполнить свои обязательства качественно и в срок», — говорит Сергей Кононыхин, сетуя на несовершенство самой процедуры конкурса, в которой присутствует субъективный фактор: прописывая, а затем оценивая участников закупки по критерию «качество работ», не всегда есть понимание, что качество можно оценить только по результату исполнения контракта.
Суть предложения НОПРИЗ состоит во внедрении нового и единого способа закупки «Электронные подрядные торги», который позволит сделать процесс более понятным и результативным. «Его смысл в следующем: заявка участника будет состоять из двух частей, подающихся одновременно: это предложения по качеству/квалификации и по стоимости выполнения заявленных работ с обоснованием возможного падения. При этом заказчик в конкурсной документации должен установить предельно допустимое значение снижения цены договора. Заявка, в которой указана цена ниже этого показателя, может быть отклонена, в случае, если комиссия не обнаружит релевантного подтверждения уменьшения стоимости контракта. Таким образом, победителем становится участник, предложивший наименьшую цену и, заявка которого признана соответствующей требованиям документации. Естественно, как и сейчас, все сведения будут вноситься в итоговый протокол, который публикуется в единой информационной системе», — рассказывает Сергей Кононыхин.
По его мнению, данный способ закупки позволит исключить злоупотребления со стороны непорядочных подрядчиков, использующих на аукционах схему «таран», чтобы заставить добросовестных участников, введенных в заблуждение резким снижением цены, отказаться от конкурентной борьбы.
Есть у НОПРИЗ и другие новации, предполагаемые в рамках поправок: «Сейчас заказчик обязан в проектах строительных контрактов разбивать на этапы выполнение работ и их оплату. Однако не прописан процесс снижения в таких случаях стоимости контракта: то ли внутри одного этапа, то ли пропорционально в каждом. На практике уже есть случаи, когда подрядчик предлагает последний этап работ выполнить практически бесплатно. Будет ли такой подрядчик выполнять работу до конца, если получит всю стоимость контракта? По сути дела, заказчик «тычет пальцем в небо», поскольку не знает, за счет чего исполнитель собирается экономить на каждом из этапов выполнения работ.
Здесь нужно включать дополнительные антидемпинговые меры. Скажем, если исполнитель уложился в общее предельное допустимое значение цены контракта, но предложил снизить стоимость на одном этапе более чем на 20%, то к нему могут применяться повышенные требования к обеспечительным мерам.
Помимо этого, есть желание предложить ввести в 44-ФЗ понятие «коллективный участник». Это возможно, когда госконтракт предусматривает множество видов строительных работ (от инженерных изысканий и проектирования до строительства и ввода объекта в эксплуатацию). Тогда бы взаимодействие между различными подрядчиками выросло бы в разы. За это нам бы сказали спасибо и заказчики, и исполнители».
Кстати, в Министерстве строительства и ЖКХ РФ инициативу НОПРИЗ поддержали. Теперь ждут от профсообщества «проработанных предложений».