8 июля 2025 года состоялось совместное заседание Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ и Комитета по контролю. Об этом сообщил в своем телеграмм-канале председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
Депутаты подвели итоги аналитической проверки реализации концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проведённой по их запросу Счётной палатой. С основными выводами участников ознакомила аудитор Наталья Трунова.
Анализ показал: концессионный механизм до сих пор не стал действенным инструментом привлечения инвестиций в отрасль. Основная причина — несбалансированная нормативная база, допускающая неопределённость условий соглашений и слабую ответственность сторон. Из-за этого проекты оборачиваются незапланированными расходами как для концессионеров, так и для бюджетов субъектов.
Среди системных проблем:
- отсутствие единого подхода к переоформлению разрешительной документации;
- неурегулированный переходной период ответственности концессионеров;
- неполная типовая форма соглашения;
- отсутствие предельного размера дополнительных расходов концедента.
Также на федеральном уровне отсутствует достоверная и централизованная база данных по исполнению соглашений, а информация разрозненно хранится в Минэкономразвития, Минстрое, ФАС, Росстате и Фонде развития территорий. Это мешает объективно оценить эффективность инструмента и его привлекательность для инвесторов.
Ключевой барьер — тарифная политика. Тарифы утверждаются на три года с ежегодной корректировкой, что делает невозможным долгосрочное планирование и снижает инвестиционную привлекательность концессионных соглашений, срок действия которых может достигать 10–15 лет.
Среди предложений, прозвучавших на заседании:
- распространить налоговые льготы на концессионные соглашения;
- создать единую федеральную цифровую базу объектов ЖКХ;
- синхронизировать условия концессионных соглашений с инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций (с опорой на ГИС ЖКХ);
- установить запрет на вывод средств, полученных в рамках КС, за рубеж.