НОСТРОЙ предложил московским СРО обсудить подготовленные нацобъединением стандарты деятельности саморегулируемых организаций. Всего их три, но они практически самодостаточны. Если их сразу довести до ума, то саморегуляторам достаточно будет и этих трёх стандартов, чтобы перевести свою деятельность на рельсы обновлённого законодательства.
Напомним, что обновлённый Градкодекс РФ предписывает СРО самостоятельно разработать стандарты собственной деятельности. Однако год назад XII Всероссийский съезд строительных СРО делегировал реализацию этой задачи Национальному объединению строителей. Там через полгода внесли эти стандарты в программу стандартизации, и вот теперь получили три документа: «Деятельность органов саморегулируемой организации», «Членство в саморегулируемой организации» и «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов».
Как рассказали в пресс-службе НОСТРОЙ, цель принятия первого («Деятельность органов СРО») — унификация минимальных требований при формировании органов СРО, обязательное создание которых предусмотрено действующим законодательством. В ходе обсуждения проекта стандарта участники совещания согласились с необходимостью согласования стандартов с Ростехнадзором и предложили ввести переходный период для их адаптации.
Стандарт «Членство в СРО» было предложено доработать в части порядка уплаты членских взносов, дополнительно установив минимальный и максимальный уровни взносов. Кроме того, предложено конкретизировать требования к членам саморегулируемых организаций, выполняющим работы на особо опасных и технически сложных объектах, основания для отказа в приеме в СРО, а также прописать механизм повышения и понижения уровней ответственности членов СРО.
В основу стандарта «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов» по требованию законодателей был положен риск-ориентированный подход к определению периодичности и глубины контроля в отношении членов СРО, основанный на мониторинге и анализе их деятельности. При обсуждении стандарта участники совещания указали на необходимость проработки критериев такого подхода и предостерегли от дублирования полномочий органов государственного строительного надзора в части контроля законодательства о техническом регулировании.
Кстати, в проект последнего стандарта включена методика проведения и мониторинга, и анализа, и даже прогнозирования состояния исполнения обязательных требований к членам СРО, включая изучение поступивших от них документов и информации, опубликованной в сети Интернет. Участники обсуждения предложили также отразить в стандарте обязанность СРО ежегодно анализировать и оценивать эффективность собственного контроля, прописать алгоритм этих двух важных процессов и даже составить шаблон ежегодного доклада СРО о состоянии и эффективности системы контроля.
Все прозвучавшие предложения будут направлены в адрес НОСТРОЙ для доработки озвученных стандартов.