Региональные власти готовы поддержать отмену принципа регионализации для строительных саморегулируемых компаний топливно-экономического комплекса, утверждает Агентство новостей «Строительный бизнес», ссылаясь на результаты обработки отзывов на законопроект о специализированных СРО в области ТЭК, инициированный президентом СРО «Союзатомстрой» Виктором Опекуновым. Документ находится в Госдуме и готовится к рассмотрению профильным комитетом.
Напомним, что законопроект № 201354-7 вносит существенные поправки в Градостроительный Кодекс РФ, направленные на сохранение института отраслевых СРО в ТЭК. Документ предлагает три ключевых изменения системы саморегулирования в области строительства: отмену принципа регионализации для специализированных СРО, объединяющих организации, участвующие в сооружении объектов атомной, нефтегазовой и электроэнергетической отраслей, обязательное членство в СРО для субподрядчиков строительства таких объектов по договорам, заключенным по результатам конкурентных процедур, а также установление требований и порядка определения СРО, члены которых обладают правом выполнения работ на таких объектах.
Первое чтение данного законопроекта намечено на октябрь 2017 года, а в настоящее время Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству обрабатывает отзывы на законопроект, представленные в том числе, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Подавляющее большинство регионов в лице губернаторов и законодательных собраний полностью поддержали принятие такого законопроекта, несмотря на уже действующий региональный принцип членства строительных организаций в СРО и отмену обязательного членства субподрядных организаций, заявил в интервью АНСБ президент «Союзатомстроя» Виктор Опекунов.
«Сегодня из 47 субъектов Российской Федерации, принявших участие в обсуждении законопроекта, 45 полностью поддержали нашу концепцию, включая отмену принципа регионализации для СРО в атомной, нефтегазовой и электроэнергетической отраслях. Это является подтверждением того, что руководители регионов и депутаты законодательных собраний в полной мере оценивают реальные и существенные риски от дезинтеграции строительных комплексов ключевых отраслей ТЭК. Несмотря на, казалось бы, очевидную заинтересованность субъектов РФ в регионализации, на практике они поддержали принцип формирования общефедеральных профессиональных отраслевых систем регулирования в области ТЭК», — утверждает идеолог законопроекта.
Очевидно, что руководители органов власти в регионах понимают, что регулирование деятельности строительных организаций, выполняющих работы на объектах ТЭК, обусловлена специфическими условиями и требованиями к таким объектам, их технической сложностью и потенциально высокой опасностью. При этом многие региональные СРО не готовы брать на себя ответственность за строительство таких сложнейших объектов, тем более, что они, как правило, строятся совершенно в других регионах России. Да и многие энергостроительные компании никогда не работали и не планируют работать в регионах своей прописки.
Между тем, как считает Виктор Опекунов, принятие предлагаемых законопроектом изменений Градкодекса, не помешает идущей сегодня реформе системы саморегулирования. На строительстве объектов ТЭК занято не более полутора процентов стройкомпаний (1200-1500 из 115000), а количество специализированных отраслевых СРО не превышает двух процентов от общего числа зарегистрированных в стране, так что особый подход к их формированию не способен «подпортить» результаты реформы. Но при этом будет сохранена возможность развития региональных и отраслевых систем, условий для наработки и выявления лучших практик, обмена опытом работы, определения путей дальнейшего развития системы саморегулирования в России, уверен автор законопроекта.