На площадке Главгосэкспертизы России прошла стратегическая сессия по разработке двух разделов «Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года». Участники рабочей группы обсудили вопросы инновационного развития института строительной экспертизы и совершенствования ценообразования в строительстве.
Как отметил на заседании заместитель главы Минстроя Дмитрий Волков, в профсообществе существует мнение, что экспертиза проектной документации и материалов инженерных изысканий стала барьером для инвестиционной деятельности и перестала способствовать наращиванию компетенций по строительству и проектированию. «Каждый добросовестный инвестор все же понимает полезность института. Мы должны не разрушать, а искать оптимальный для строительного комплекса баланс между компетенциями и ролями проектировщика, эксперта, заказчика и подрядчика, с учетом современных технологических возможностей, ведь от этого, в конечном итоге, зависит безопасность жизни и здоровье людей», — подчеркнул замминистра.
Особо проблемной в ходе сессии была отмечена практика правоприменения, при которой при реализации строительного контракта и расчетов между заказчиком и подрядчиком используются проектные локальные сметы и даже прогнозные индексы пересчета сметной стоимости. Это приводит к необоснованному требованию не предусмотренной проектной документацией конкретной технологии (например, земляные работы экскаватором с определенной емкостью ковша) или требованию «отчитаться» о точном соответствии стоимости ресурса как произведению базовой цены на прогнозный укрупненный индекс, что в большинстве случаев невозможно и методологически неправильно.
Несмотря на то, что вопрос полностью отрегулирован ст. 110.2 44 ФЗ и 398-м Приказом Минстроя России, которые предписывают при формировании условий контракта и приемке работ использовать укрупненные этапы и комплексы работ, стоимость которых рассчитана на основе сметной документации с учетом условий контракта и тендерного снижения, участникам стратегической сессии было предложено сформулировать дополнительные предложения, исключающие неоднозначность толкования действующего нормативно-правового регулирования.