Только пять из 27-и строительных СРО Петербурга полностью отчитались о размещении своих компфондов на спецсчетах в уполномоченных банках. У 18 СРО оказался отрицательный баланс — они смогли перевести на спецсчета только часть собранных денег. Еще четыре СРО с общим объемом компфондов более 1 млрд рублей о их наличии и размещении предпочли отмолчаться. В общей сложности, в системе строительных СРО региона неизвестна судьба более 7 млрд рублей. Такую статистику предоставил читателям «Деловой Петербург» со ссылкой на координатора НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу Алексея Белоусова.
«Неоднозначная ситуация с недостающими миллиардами — это удар по имиджу всей строительной отрасли, — прокомментировал ситуацию Алексей Белоусов. — Все СРО, которые не перечислили средства на специальные счета или перечислили их не в полном объеме, будут исключены из реестра Ростехнадзора. Судьбой потерянных денег должны заняться правоохранительные органы».
К удивлению многих в числе тех, кто не предоставил в НОСТРОЙ необходимую информацию, оказался Союз «Строители Петербурга». Его руководитель Олег Бритов заверил «ДП», что это случайность. «Слухи о нашей смерти преждевременны. Cвой компенсационный фонд в соответствии с законом мы перечислили на спецсчет в Сбербанке. Ни рубля не пропало. Но не все было технически совершенно сделано — система инерционна. Мы направили письмо о переводе средств в НОСТРОЙ, и сейчас соответствуем всем требованиям закона», — уверяет Олег Бритов и выражает сочувствие тем строительным компаниям, которые являются членами СРО, не сумевших подтвердить наличие средств в своих компфондах. «Им придется переходить в другие СРО и снова платить взносы. Причем вносить живые деньги, а не право требований к прежней СРО. К нам уже обращаются такие компании», — говорит Олег Бритов.
Не подала информацию в НОСТРОЙ и СРО «МОСК». «Многие организации, в том числе и наша, просто не успели сделать это вовремя, — сообщил «ДП» источник в данной СРО, знакомый с ситуацией. — Но руководство все успеет, так как НОСТРОЙ негласно разрешил предоставлять информацию до конца года».
«Я думаю, что не менее 50% средств компенсационных фондов СРО сгорели по большей части не по причине недобросовестности руководства этих организаций, а из-за того, что у банков, где они размещались, отозвали лицензии, — пытается оправдать коллег президент СРО НП «ЦОС «СФЕРА-А» Илья Константинов. — Но СРО не могли этого предвидеть. Некоторые из них размещали деньги в маленьких банках, которые предлагали хорошие условия. Эти банки имели лицензии, так что СРО действовали законно. Сам НОСТРОЙ потерял более 300 млн рублей в банке «Российский кредит», лишенном лицензии. А во Внешпромбанке утрачено 270 млрд рублей разными компаниями. А ведь этот банк входил в топ–40 крупнейших в РФ».
У петербургских застройщиков на сей счёт своё мнение. «Не нужно преувеличивать значимость этой аналитики, — считает собственник «Дальпитерстроя» Аркадий Скоров. — Ведь строитель, вступая в СРО, на какую-либо поддержку коллег и не рассчитывает. Он помнит об уголовной ответственности, которая может накрыть, если проект не сдашь. Для нормальной работы застройщика этот аргумент серьезней, чем коллективная ответственность членов СРО». По его мнению, необходимо создать систему контроля за деньгами СРО — «иначе даже после реформы могут быть злоупотребления».
«Я считаю, что если отсеется часть СРО и часть строительных компаний, то рынок от этого только выиграет, — уверен совладелец КБ ВиПС Вячеслав Семененко. — Ни в одной стране нет такого количества организаций, зарегистрированных как компании, ведущие строительную деятельность. Реально работают в строительной сфере и являются заказчиками или подрядчиками не больше 10% от тех, кто является членами СРО и имеет допуски к ведению строительных работ. Если рынок избавится от этого балласта, то добросовестные организации смогут нормально работать и конкурировать друг с другом на профессиональном уровне».