Активисты московского штаба ОНФ подозревают правительство Москвы в нарушении правил государственных закупок на сумму 1,7 млрд рублей. По этому поводу московский штаб ОНФ подготовил обращения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и прокуратуру города.
Как сообщает газета «Коммерсант», речь идёт о госзакупках, размещенных департаментом Москвы по конкурентной политике для нужд ГБУ «Автомобильные дороги». В них активисты ОНФ усматривают нарушения антимонопольного законодательства. Так, с 18 по 20 мая в город должны быть поставлены более 20 тысяч тонн краски для нанесения дорожной разметки. Стоимость маркировочных материалов составила более 855 млн рублей и 890 млн рублей. Таким образом, в сумме краска для разметки обойдется ГБУ «Автомобильные дороги» более 1,7 млрд рублей. Согласно федеральному законодательству, госзакупки на такую сумму могут проводиться лишь после общественного обсуждения, однако, как предполагают в ОНФ, закупки намеренно разделены на две (8,5 тыс. тонн и еще 11,6 тыс. тонн в рамках второй закупки), чтобы избежать общественного обсуждения.
Также в ОНФ подозревают, что организаторы закупки «подогнали» условия проведения закупки (объем, сроки поставки, условия транспортировки и хранения) под конкретных поставщиков. Так, максимально возможный срок поставки материалов составляет лишь два календарных дня. Вопросы вызвала также транспортная логистика закупок — увеличение транспортных расходов в связи с доставкой на склады, которые, скорее всего, станут «перевалочными» и удорожат поставку. На аукцион зарегистрировались лишь по одному участнику.
«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, автоколонна должна составить не меньше 15 километров — полное безумие и противоречие транспортной концепции! Ведь столичные власти не пускают в Москву грузовой транспорт»,— заявил «Ъ» депутат Госдумы и сопредседатель столичного штаба ОНФ Вячеслав Лысаков, выразив сомнение, что подобная поставка вообще может быть выполнена в срок. По его мнению, по таким примерам «можно составлять пособие»: как обойти общественные слушания и антимонопольные ограничения.
Замруководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Алексей Елисеев заявил «Ъ», что считает обе закупки полностью соответствующими законодательству, и организация готова предоставить любые обоснования в рабочем порядке. По его словам, централизация госзакупки проведена с целью контроля качества и удешевления. Разделение поставки на две закупки он объяснил тем, что часть разметочного материала (в основном это не краска, а термопластик) поставляетcя для нужд ГБУ (выполняющего работы по нанесению разметки собственными силами), а часть — для организаций, выполняющих работы по нанесению разметки согласно заключенным государственным контрактам на выполнение работ; базы, на которые поставляется материал, не являются перевалочными и имеют территориальную привязку — как раз для упрощения логистики. Упомянул Елисеев и о том, что эти закупки одобрила межведомственная рабочая группа, членами которой являются не только представители департаментов столичного правительства, но и ФАС, а также есть положительная экспертиза Городского агентства управления инвестициями Москвы.
Как отмечает издание, в рамках проекта «За честные закупки» президентское движение уже выдвигало претензии к большинству региональных властей, однако от серьезных претензий к столичной до сих пор воздерживалось. Перемены наступили после того, как руководителем столичного исполкома ОНФ стал заместитель главы УВП по региональной политике Виктор Селиверстов, а в начале месяца столичные фронтовики избрали новых сопредседателей (в том числе, Вячеслава Лысакова и ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова). Критики долгое время удавалось избегать и подмосковному губернатору Андрею Воробьеву, однако под нажимом ОНФ весной подмосковное правительство сократило расходы на информирование о своей деятельности примерно на 300 млн руб. Московская область осталась последним субъектом РФ, где еще не прошло обновление состава участников движения. Это связано с полицентричностью региона, в котором трудно подобрать известных всему региону лидеров общественного мнения, способных на критичное, но конструктивное отношение к областным властям.
«Эти губернаторы всегда считались “священными коровами”. Но в Москве и Подмосковье необходимо заполнить нишу, которую теоретически могла бы занимать оппозиция. Поэтому слияние ОНФ и власти, как это происходит в некоторых регионах, здесь было бы контрпродуктивно»,— полагает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.