По инициативе Федерации независимых профсоюзов России и при активном участии Международной организации труда на главных стройках страны, во Владивостоке и Сочи, откроются центры защиты прав рабочих-мигрантов. Сейчас МОТ и ФНПР обсуждают технические и финансовые детали партнерства, сообщает РБГ.
Почему такие центры для мигрантов решено создавать именно в этих двух городах, вполне понятно, пишет издание. Ведь именно здесь идет самое масштабное строительство, на объектах трудятся десятки тысяч мигрантов из более тридцати стран. Так, по данным Дальневосточной дирекции минрегиона, на стройки саммита АТЭС-2012 привлечено более 28 тысяч человек, четверть из которых иностранцы, и количество их еще может увеличиться. На олимпийских объектах в Сочи, по подсчетам вице-губернатора Краснодарского края Александра Саурина, трудятся порядка 50 тысяч человек, из них 8% — иностранные граждане. "До конца года ожидается 52 тысячи, так как 2011 год — пиковый в плане строительства", — говорит чиновник.
Представители МОТ на днях уже побывали во Владивостоке с семинаром о защите трудовых прав мигрантов для отраслевых профсоюзов ДФО.
В Сочи к идее появления Центров по защите прав мигрантов отнеслись крайне сдержанно. В госкорпорации "Олимпстрой" эту инициативу пока никак не комментируют.
УФМС по Краснодарскому краю держит ситуацию с мигрантами под контролем. В ведомстве нам сказали, что в основном это рабочие, но есть и инженерно-технические кадры. По данным управления ФМС, на стройках в Сочи сейчас присутствуют рабочие и специалисты из 29 стран. По данным службы, наиболее представлены сегодня на строительстве олимпийских объектов Узбекистан, Босния и Герцеговина, Украина, Турция, Беларусь, Сербия, Таджикистан.
Для РБГ инициативу прокомментировал Николай Смирнов, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства:
- Сочинская Олимпиада-2014 и саммит АТЭС-2012 — это амбициозные государственные проекты со специализированной структурой управления, в которую входят не только определенные корпорации и государственные органы. Там осуществляется особый законодательный режим. Соответственно, занятость тоже специфическая. Местные жители на собственном опыте ощутили порой непреодолимые барьеры для попадания в число занятых на "стройках", будучи неконкурентоспособными по сравнению с нелегальными мигрантами. Последних отличает дешевизна вознаграждения и фактическое бесправие, позволяющее организаторам мероприятий присваивать фонды оплаты труда в ущерб качеству строительства. Центрам защиты прав мигрантов с такой ситуацией не справиться, поскольку они могут работать лишь в правовом поле, то есть за рамками реально существующих проблем.
Могут ли в данной ситуации помочь проф союзы? Ведь дело не в том, чтобы повысить заработную плату. Необходимо изменить структуру занятости: сократить нелегальность! А здесь все обстоит не столь очевидно. С одной стороны, они способны скоординировать и отстаивать интересы работников, находящихся в рамках трудового права: ФНПР — с внутренней стороны, МОТ — с внешней. Это создает некоторую надежду на успех в случае возникновения с их стороны реального давления на работодателя.
Однако рычагов такого давления у проф союзов в России нет, в то время как переговорная сила консолидированных корпораций государственного и частного бизнеса, обладающих всей полнотой административного ресурса и доступом к дешевому импорту ресурса человеческого, не оставляет первым шанса на собственную позицию. Профсоюзам в таком случае остается только демонстрировать бурный официоз, фактически становясь пассивными проводниками воли застройщиков.