Счетная палата выявила существенные нарушения при реализации проекта по строительству ЦКАД. В их числе: увеличение стоимости трассы на 13,5 миллиарда рублей, непривлечение средств частных соинвесторов в размере 8,8 миллиарда, а также неправомерное двухмиллиардное авансирование работ.
В опубликованном на официальном сайте палаты сообщении говорится, что госкомпания «Автодор» не сумела привлечь необходимые частные инвестиции (8,8 млрд руб.), а также неправомерно выделила на реализацию проекта государственные средства (2 млрд). Между тем, согласно концессионному соглашению по строительству пускового комплекса №1, «Автодор» имел право выплачивать в качестве аванса не более 30% от доли госфинансирования проекта (12,6 млрд руб.). Однако концессионер — структура Crocus Group Араса Агаларова — получил на этих условиях уже 35% (14,6 млрд руб.).
Повысилась и суммарная стоимость строительства ЦКАД, отметили в Счетной палате. Она выросла на 13,5 млрд руб. до 313,27 млрд. При этом на 1,9 млрд руб. увеличился и размер госфинансирования из федерального бюджета.
Сроки завершения уже строящихся пусковых комплексов могут быть сорваны. Так, пусковой комплекс №1 готов только на 15,6%, хотя должен быть введен в эксплуатацию к концу этого года. Пусковой комплекс №5 завершен на треть с теми же сроками ввода.
Одной из причин срыва сроков называется затянувшийся процесс освобождения земельных участков, в том числе для переноса коммуникаций: сроки по изъятию земельных участков перенесены с 2014 — 2016 гг. на 2018 — 2019 гг.
Как поясняли не так давно в Crocus Group, уже в процессе стройки подрядчик пускового комплекса №1обнаружил 82 «неучтенных» объекта для переноса — магистральные и распределительные газопроводы, линии связи и электропередач. Но, как оказалось, убирать эти сети практически некуда, — разве что на частные земли, владельцы которых выступают и против наложения обременений, и против выкупа их собственности. В итоге темпы строительства первого пускового комплекса резко упали.