В 2023 году Росавтодор разработал и утвердил ряд нормативных документов – десять ГОСТ Р и один ПНСТ (предварительный национальный стандарт).
Росавтодором проводится научно-исследовательская работа по стандартизации битумных вяжущих материалов в РФ проводится Росавтодором впервые и направлена на увеличение межремонтных сроков службы асфальтобетонных покрытий, повышение безопасности движения автомобильного транспорта. ГОСТ Р 71009-2023 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Правила выбора марок» № 1128-ст от 12.10.2023 и ПНСТ 860-2023 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения количества полимера с использованием инфракрасного спектра» (утвержден приказом Росстандарта от 27.09.2023 года) актуален для дорожных организаций, занимающихся оценкой качества асфальтобетонных смесей.
Введение новых межгосударственных стандартов на минеральные материалы потребовало расширения действующих нормативных документов, регламентирующих технические требования и методы испытаний холодного асфальтобетона и холодных асфальтобетонных смесей. В связи с этим Росавтодор разработал ГОСТ Р 70648-2023 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси холодные асфальтобетонные и асфальтобетон. Общие технические условия» от 13.02.2023 № 84-ст. Стандарт устанавливает требования к холодным асфальтобетонным смесям и асфальтобетону, а также к исходным материалам для их приготовления.
В 2023 году Росавтодор впервые разработал требования к проектированию мостов, которые предусматривают вероятное превышение допустимых норм автомобильных нагрузок и сейсмические колебания.
Четыре принятых в 2023 году ГОСТ Р регламентируют требования к качеству выполнения работ по содержанию систем безопасности, пожарной безопасности, вентиляции, связи, громкоговорящего оповещения и часофикации автодорожных тоннелей.
Еще одним знаковым трендом научно-технической деятельности Росавтодора является внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в дорожное хозяйство. Пилотная модель с элементами ИИ для оценки безопасности дорожного движения опробована на отдельных участках федеральных автомобильных дорог и прошла приемо-сдаточные испытания.
Росавтодора уделяет большое внимание вопросам экологической безопасности и снижения негативного влияния дорожного хозяйства на окружающую среду.
Отметим, что систематическое внедрение научных разработок в дорожное хозяйство – важная часть деятельности Росавтодора и его подведомственных учреждений. Федеральное дорожное агентство является членом многих технических комитетов (ТК) по стандартизации Российской Федерации (ТК 418, ТК 465, ТК 278, ТК 400 и других), в рамках которых осуществляется экспертиза документов по научной и инновационной деятельности.