У Национального объединения строителей, оказывается, есть предложения, которые, «несмотря на усилия», не вошли в проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Зато их озвучили в Новосибирске – на состоявшемся в городской мэрии круглом столе, посвящённом предстоящей реализации пока ещё не утверждённого документа. В нём принимали участие местные представители власти, застройщики, сибирские СРО, НОСТРОЙ и РСС.
О Стратегии развития стройотрасли на мероприятии рассказывал исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин. «Главный принцип, заложенный в Стратегии, — развитие добросовестной конкуренции в отрасли и ориентированность на гражданина, повышение его удовлетворенности условиями жизни и деятельности», — процитировал официальный документ глава дирекции. Также основу стратегии составляют повышение компетенций (читай, профессионализма строителей), завершённость (ликвидация и отсутствие долгостроев), цифровизация (переход на технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капстроительства) и алгоритмизация всех процессов (то самое «бесшовное» регулирование, которое позволит перевести все административные процедуры и технологические процессы в электронный вид).
«Еще один важный принцип, очень актуальный в наше время: можешь не регулировать – не регулируй», — добавил Виктор Прядеин, прибегнув к цитате главы Минстроя.
Затем он детально изложил особенности развития рынка строительных услуг, связанных с изменением системы госзакупок (участников будут отбирать на основе оценки их квалификации и опыта предыдущих проектов), и озвучил те предложения, которые НОСТРОЙ не сумел «протолкнуть» в Стратегию:
- предоставление национальным объединениям права утверждать обязательные для применения документы;
- наделение саморегулируемых организаций функциями технического заказчика;
- наделение СРО правом приостанавливать работы на объектах;
- упрощение процедур и расширение случаев выплат из компенсационных фондов;
- исключение ответственности СРО по объектам, сведения о которых отсутствуют у СРО (в т.ч. по объектам с гостайной);
- введение промежуточных уровней ответственности членов СРО;
- отказ от государственного надзора в пользу корпоративного мониторинга;
- внедрение рейтингования участников закупок.
Виктор Прядеин напомнил, что главная цель Стратегии — эффективное функционирование рынка строительных услуг, способствующего развитию конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности граждан. Именно в этом направлении и трудилась проектная команда национального объединения: генерировала нормотворческие и управленческие инициативы, призванные повысить эффективность строительной отрасли.
Той же цели подчинено стремление НОСТРОЙ повысить роль специалистов по организации строительства, сделав обязательным подтверждение квалификации для всех видов объектов и всех видов работ. «Квалифицированный специалист должен нести персональную ответственность за результат своей работы», — уверены в нацобъединении, предлагая изменить принцип формирования Национального реестра специалистов (заменить формальные требования по стажу и образованию, предъявляемые к специалистам, на результаты независимой оценки их квалификации). Не менее важная инициатива, по мнению НОСТРОЙ, – законодательное закрепление понятия «рабочая документация» и введение в правовое поле понятия «строительная норма».