Передача полномочий по согласованию проектной документации в части пожарной безопасности органам государственного пожарного надзора создаст дополнительные адмбарьеры, увеличит стоимость строительства и приведёт к потере качества проектных решений, считает начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОСЧ Главгосэкспертизы России Александр Красавин. На IV Всероссийском совещании организаций государственной экспертизы, которое состоялось 22 ноября, он подробно изложил свои аргументы.
По словам Красавина, данная ситуация серьезные риски для института экспертизы проектной документации, функционирующего по принципу «одного окна». Процесс экспертизы проектной документации длится 60-90 дней, и в течение этого времени проектная документация претерпевает значительные изменения по самым разным направлениям. Получается, что предварительное согласование проектной документации по вопросам пожарной безопасности в МЧС России будет уже неактуальным и потребуется повторное ее направление на рассмотрение в органы госпожнадзора. То есть предлагаемое распределение полномочий будет способствовать увеличению административных барьеров в строительной отрасли со всеми вытекающими последствиями.
Вторая проблема — это снижение оптимальности принимаемых решений. При проведении экспертизы проектной документации технические аспекты проекта оцениваются в сочетании с экономической составляющей. Эксперты, участвующие в проведении государственной экспертизы, отвечают не только за правильность принятых решений и мероприятий, но также и за то, что данные решения и мероприятия требуют минимальных затрат на обеспечение необходимого уровня безопасности и надежности проектируемого объекта. В частности, эксперты по направлению пожарной безопасности регулярно сталкиваются с необоснованно предусматриваемыми в проектах затратами на те или иные проектные решения и противопожарные мероприятия. Под лозунгом «Безопасности много не бывает» некомпетентные заказчики и проектировщики зачастую предусматривают избыточные, сверхнормативные и, самое главное, совершенно неэффективные мероприятия, исключение которых никоим образом не снижает уровень пожарной безопасности проектируемых объектов. При рассмотрение проектной документации по вопросам пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора экономический аспект учитываться не будет. И это приведет к тому, что стоимость затрат на противопожарную защиту проектируемых зданий и сооружений существенно вырастет.
И, наконец, предлагаемые подходы затронут безопасность проектируемых объектов. На протяжении всего срока государственной экспертизы проектной документации проходят ежедневные совещания, на которых обсуждаются вопросы внесения изменений в проектную документацию, совместимости внесенных изменений, обоснованности затрат на предусматриваемые решения и мероприятия и т.д. Эксперты, участвующие в проведении экспертизы, среди них – изыскатели, инженеры, конструкторы, сметчики, технологи и т.д., совместно с проектировщиками обсуждают наиболее сложные и проблемные вопросы, согласованно ищут возможные пути устранения проектировщиками допущенных ошибок и нарушений.
Учитывая, что пожарная безопасность зданий и сооружений носит всеобъемлющий междисциплинарный характер, решения и мероприятия по ее обеспечению на объектах капитального строительства присутствуют в большей или меньшей степени почти во всех разделах проектной документации. Поэтому искусственное отделение пожарной безопасности от других направлений экспертной деятельности с последующей ее автономной оценкой невозможно без потери качества проектных решений и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности проектируемых зданий и сооружений.
По мнению Александра Красавина, сегодня важно наладить межведомственное взаимодействие при разработке нормативных документов. Согласованная подготовка нормативных документов, основанная на такой совместной работе, принесет значительную пользу, поскольку отвечающее потребностям общества законодательство упростит и упорядочит процессы проектирования и экспертизы, строительства и эксплуатации, контроля и надзора, что в целом приведет к повышению инвестиционной привлекательности регионов и ускорению темпов развития строительной отрасли.