9 июля на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ во втором чтении вынесен законопроект, уточняющий отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций (
Речь идет о проекте федерального закона №252540–5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ранее Президент России рекомендовал серьезно доработать законопроект, принятый в первом чтении 19 мая.
В частности, депутатам необходимо было доработать проект нормативно-правового акта в части определения гражданско–правового содержания понятия «генеральный подрядчик»; переработать положения законопроекта, направленные на регулирование вопросов ответственности исполнителей работ, а также вопросов допуска к осуществлению различных видов деятельности. Сомнения Правового управления главы государства вызывает целесообразность выделения из числа субъектов градостроительной деятельности «генеральных подрядчиков», норма о закрепленных за Правительством минимально необходимых требованиях к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии и ряд других положений законопроекта.
Отдельного внимания, по мнению главы государства, заслуживает ряд других инициатив авторов законопроекта, в частности в положениях: о лице, которое вправе проводить строительный контроль помимо заказчика или застройщика; по обязанности членов
Недостаточно проработанными является ряд норм о национальных объединениях саморегулируемых организаций. Подробно с заключением Президента России на проект закона можно ознакомиться на официальном сайте главы государства.
Перед этим свою позицию в отношении законопроекта обозначило малое и среднее предпринимательское сообщество России. В экспертном заключении на законопроект № 252540-5 ОПОРА РОССИИ выразила серьезные опасения по поводу опасности для деятельности российских саморегулируемых организаций (
В частности, законопроект предусматривает обязательность вступления всех созданных
С учетом того, что в настоящее время действует более 100 строительных саморегулируемых организаций, требования о вступительных взносах каждой
Отдельного внимания, по мнению ОПОРЫ РОССИИ, заслуживают предложения авторов законопроекта об усилении мер профессиональной и финансовой ответственности строительных организаций одновременно с приобретением функций генеральных подрядчиков. «Возникают вопросы: чем обоснованы предлагаемые изменения в Градостроительный кодекс РФ о введении ограничений на отношения между сторонами договора страхования, существенные условия которого регулируются законодательством в сфере страховой и банковской деятельности. И какова будет реакция страхового и банковского сообщества, соответствующих федеральных надзорных органов на предлагаемые ограничения, накладываемые на участников страховых отношений», — отмечается в экспертном заключении ОПОРЫ.
Что касается инициатив по дополнительным ограничениям строительных организации при установлении жёсткой зависимости объёмов (стоимости) работ от размера взноса в компенсационный фонд
Также в документе отсутствует норма об ответственности Национальных объединений
Принятие указанного законопроекта противоречит логике сегодняшнего направления государственной политики по либерализации законодательства в части регулирования предпринимательской деятельности, устранения излишних административных барьеров, антикоррупционной деятельности и установления правил саморегулирования на рынке, считают эксперты ОПОРЫ. Это приведет в том числе к тому, что строительная отрасль окажется в состоянии, существенно ухудшающем условия деятельности предприятий.
По данным ОПОРЫ, составленным на основе мнения представителей строительных организаций и экспертного сообщества, данная законодательная инициатива в большей части является дискредитацией института саморегулирования предпринимательской деятельности в строительстве и нивелированием достигнутого первого положительного опыта в этой сфере, подчеркивается в экспертном заключении.
Обсудить на форуме