Ветер перемен в очередной раз коснулся российского строительного комплекса. Переход на проектное финансирование, создание комфортной городской среды, новые принципы территориального планирования, а теперь и смена президента НОСТРОЙ… О том, что ждёт стройотрасль в будущем, рассказал член советов сразу трёх национальных объединений (НОСТРОЙ, НОПРИЗ и НОЭ), вице-президент СПб ТПП Антон Мороз.
- Сегодня стройотрасль стратегически нацелена на исполнение «майского» указа президента и его же послание Федеральному Собранию РФ. Что поможет строителям справиться с поставленными задачами, и как отразятся на отрасли результаты этой работы?
- Сейчас правительством активно формируется пакет нормативных документов, который должен привести к реализации данных документов. Собственно говоря, поддержка строительной отрасли заложена именно в этих серьезных инициативах и в разработанных на их основе национальных проектах.
В первую очередь, ожидаемое увеличение почти в два раза количества строительства жилья автоматически должно стимулировать не только строительную отрасль к развитию, но и экономику в целом. На этом фоне возрастет нагрузка на действующие предприятия и будет дан импульс к созданию новых, появятся дополнительные рабочие места, будут переосмыслены принципы территориального планирования, произойдет перестройка индустрии промышленности и строительных материалов, изменена система финансирования жилищного строительства. Мы, наконец-то, перестанем воспринимать жилищное строительство только как индустриальное. Это совершенно другой взгляд на строительную отрасль, ведь часто, говоря о строительстве жилья и транспортных узлов, мы забываем о промышленном и технологическом строительстве, что совершенно недопустимо.
В рамках исполнения указов президента нам придется создать новую систему развития строительной отрасли. Поэтому один из основополагающих документов, который сейчас должен быть разработан, принят и утвержден правительством, — это Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года. Этот документ должен прописать основные векторы развития по всем направлениям отрасли, начиная от модернизации технической базы и технического регулирования, до образовательных процессов ИТР, рабочих и руководящих кадров, которые будут в состоянии решать необходимые задачи. Кстати, национальные объединения саморегулируемых организаций в сфере строительства будут принимать самое активное участие в разработке этих документов.
Изменившееся законодательство о долевом строительстве должно внести свои коррективы. С одной стороны оно защищает права дольщиков, это бесспорно, в будущем. К сожалению, сейчас проблемы дольщиков решаются в основном в режиме ручного управления, надеюсь, что до 2022 года понятие «обманутые дольщики» если не исчезнет, то будет стремиться к окончательному исчезновению. При этом, решая эту задачу, нам необходимо учитывать риски для малого и среднего бизнеса, который за пределами крупных агломераций осуществляет строительство различного уровня, начиная от ИЖС и малоэтажного строительства, заканчивая строительством арендного жилья и жилья социального найма. С учетом необходимости выполнения посланий президента по территориальному развитию, дезурбанизации и равномерному расселению территорий это сделать необходимо.
Необходимо обеспечить правовое регулирование сегмента апартаментов, понять каким образом их классифицировать и учитывать статистически, придать им статус жилья и обеспечить условиями для создания социальной инфраструктуры.
В общем, у нас сейчас открываются новые возможности, позволяющие привести строительную отрасль к огромному прорыву, который мы ждем очень давно.
- Все чаще звучат инициативы использования компенсационных фондов не по назначению. Стоит ли, на ваш взгляд, расширять основания использования данных средств?
- Нет, я считаю, что это категорически неправильно. Существуют четкие основания для использования этих фондов. Любые попытки направить денежные средства КФ в другое русло противоречат здравому смыслу и действующему законодательству, самой сути средств компенсационных фондов и системы саморегулирования. Это все популистские нормы, которые не могут быть реализованы в жизни. Об этом высказалось и Министерство строительства и ЖКХ РФ, высказывались и национальные объединения СРО, профессионалы рынка, даже Министерство экономического развития РФ.
- В каком направлении, по вашему мнению, должно двигаться Национальное объединение строителей? Какие задачи стоят перед НОСТРОЙ?
- Огромный плюс, что НОСТРОЙ уделяет внимание не только развитию системы саморегулирования, но и ведет деятельность, направленную на поддержку и развитие строительной отрасли. Это, безусловно, заслуга действующего президента НОСТРОЙ Андрея Молчанова. НОСТРОЙ объединяет в своем составе через саморегулируемые организации практически весь строительный комплекс страны. Поэтому понятно, что Национальное объединение строителей, как одно из крупнейших общественных объединений в сфере строительства, не может остаться в стороне от проблем строительного комплекса. Это неоднократно подчеркивали и министр строительства Владимир Якушев, и курирующий вице-премьер Виталий Мутко.
На НОСТРОЙ возлагают достаточно большие надежды как на профессиональных экспертов по различным направлениям развития отрасли. Представители нацобъединения совместно с институтами правительства готовят Стратегию развития отрасли, работают над изменениями отраслевого законодательства, начиная от 214-ФЗ, 44-ФЗ и заканчивая Градостроительным кодексом, системой территориального планирования, то есть над основными нормативными актами в сфере строительства. Однозначно, НОСТРОЙ с его Экспертным советом по вопросам совершенствования законодательства и правовым департаментом должны продолжить данную работу.
На НОСТРОЙ возложена функция ведения Национального реестра специалистов. В настоящее время идет процедура «очищения» реестра. Надеюсь, что мы совместно с Минстроем сможем расширить перечень специальностей. Этот ресурс позволит понять, в каких строительных специальностях наблюдается недостаток, тем самым мы создадим систему заказа специалистов в отрасли для учебных заведений. Общаясь на Профессорском форуме с ректорами крупнейших вузов, я понял, насколько велика потребность образовательных учреждений в такой информации. Тем самым мы решим задачу недостатка в тех или иных специалистах.
Безусловно, нацобъединение должно продолжить работу по популяризации строительной отрасли, стимулировать развитие рабочих специализаций путем проведения различных конкурсов профессионального мастерства.
Естественно, отдельная задача — это саморегулирование, которое входит в прямые обязанности в деятельности нацобъединения. Здесь необходимо выработать окончательный, единый подход с Ростехнадзором и Министерством строительства и ЖКХ РФ в вопросах, связанных с историческим максимумом компенсационных фондов или его отсутствием, решить вопрос об однозначном законодательном толковании данного понятия крайне необходимо. Это позволит и Ростехнадзору, и самим саморегулируемым организациям прекратить бесконечные судебные тяжбы друг с другом и заниматься решением возложенных на них задач.
Также немаловажная задача – упростить и методологически полностью обеспечить по всем направлениям работу саморегулируемых организаций, чтобы они в своих регионах смогли уделять еще больше времени в части помощи своим членам в осуществлении ими непосредственной строительной деятельности.
- На предыдущем Совете НОСТРОЙ действующий президент объявил о сложении с себя полномочий и фактически дал старт предвыборной кампании. Вы как руководитель одной из крупнейших СРО в СЗФО поддержали Антона Глушкова. Скажите, почему?
- Все очень просто. Я прекрасно услышал слова Андрея Юрьевича Молчанова, который заявил о преемственности в НОСТРОЙ. Мне очень импонируют его слова. Антон Глушков в Совете НОСТРОЙ с первого дня его создания. Он – молодой и амбициозный руководитель, обладает не только юридическими знаниями, не раз доказав свою правовую грамотность в качестве председателя Экспертного совета НОСТРОЙ, но и является руководителем одной из крупнейших строительных организаций Сибири. Соответственно, Антон Николаевич понимает, что такое жилищное строительство, какие проблемы возникают при работе на строительных площадках не только у заказчиков и застройщиков, но и у инвесторов, подрядных и субподрядных организаций. На мой взгляд, большим плюсом является то, что он сам представляет региональные структуры, поскольку из наших столиц не всегда видны реально существующие проблемы в регионах. Еще одним несомненным плюсом является то, что Антон Глушков возглавляет саморегулируемую организацию, он давно с нами работает, общается в единой системе, его, при всем уважении к предыдущим нашим руководителям, не направили из высокого кабинета. Антон Николаевич вырос среди нас и умеет находить контакт с представителями органов государственной власти и профессионального сообщества, и, я уверен, что будет находить взаимопонимание в дальнейшем.
Источник: пресс-служба БСК
Обсудить на форуме