Минрегион закончил составление единого всероссийского реестра обманутых дольщиков. Итоговая цифра оказалась на треть выше прогнозов. Запросив из каждого субъекта поадресный список проблемных объектов с точным числом заключенных договоров, минрегион вышел на показатель 80 тысяч обманутых дольщиков.
- Каковы теперь будут действия властей? Есть ли гарантия, что все 80 тысяч человек уже к концу 2012 года, а именно такую задачу ставят федеральные власти, справят новоселье? С этим вопросом корреспондент обратилась к заместителю министра регионального развития Константину Королевскому.
- Если быть до конца точным, то сегодня в сводном списке, основанном на данных регионов, 80 тысяч 319 человек и 897 объектов. Сразу подчеркну: это не федеральная поименная база данных. Это реестр прежде всего проблемных объектов. На уровне каждого субъекта свое определение этого термина, так же как и понятие «обманутого дольщика», свой перечень критериев для включения в региональный реестр и свои меры поддержки, — все эти показатели содержатся в разработанных и принятых законах субъектов РФ.
Именно руководители субъектов своей нормативной базой определяют, кого считать обманутым. Каждый регион разработал и передал нам свои реестры и планы-графики по решению проблемы и по вводу этих домов.
Некоторые стройки по вполне понятным причинам не укладываются в срок до середины 2012 года и переходят на конец года. Но жесткое требование ко всем без исключения губернаторам и главам субъектов — чтобы по каждому из объектов, входящих в региональный перечень, люди, заключившие договоры, понимали, что в такое-то время, в таком-то доме для него строится такая-то квартира или его вопрос решается с применением других вариантов.
В ближайшее время мы сведем все графики в единый по стране, откорректируем его и будем следить за его выполнением.
- Как человеку, к примеру, в Казани, узнать, вошел ли его недостроенный дом в тот перечень проблемных объектов, взятых на карандаш минрегионом? И что делать, если он оказался за бортом?
- Обратная связь для минрегиона очень важна. Мы должны быть уверены, что списки выверены не только чиновниками, но и самими пострадавшими. Для этого есть несколько механизмов. Во-первых, в каждом субъекте создана рабочая группа или межотраслевой совет по решению этой проблемы. Минрегион давал поручение руководителям, ответственным за это направление в субъектах, в обязательном порядке включить в этот совет представителя инициативной группы обманутых дольщиков. Во всех субъектах такие рабочие группы появились. А вот дольщики вошли лишь в 2/3 таких групп. Думаю, что до конца марта обратная связь с народом заработает во всех проблемных субъектах. Кроме того, эти контакты будут открыты: люди должны в лицо знать тех, кто ответственен за решение их жилищных и социальных вопросов.
Региональные реестры должны предоставляться для ознакомления всем желающим, и на уровне субъекта, может быть, при созданной комиссии надо решать, включать или исключать тот или иной объект из реестра. К тому же в координационный совет, созданный в конце года непосредственно министерством регионального развития, также войдут представители пострадавших дольщиков — их кандидатуры будут рассмотрены на ближайшем собрании совета. Эти люди начнут работать в тесной связке с региональными инициативными группами дольщиков.
- Как на местах уже помогают людям?
- Помимо непосредственно выделения реальных средств из регионального бюджета на завершение строительства домов есть и немало других вариантов, в том числе направленных на увеличение инвестиционной привлекательности проблемного объекта.
- За счет чего?
- Например, за счет снижения или полного исключения затрат на подключение к инженерной инфраструктуре. Допустим, стоит дом с высокой степенью готовности, а на то, чтобы подвести к нему сети, нужно заплатить несколько десятков миллионов рублей. Для многих дольщиков — неподъемная сумма. В ряде случаев в областных администрациях им идут навстречу. Иногда, если это возможно, вносят изменения в проектно-сметную документацию или идут на увеличение площади земельного участка, выделенного под строительство объекта.
Есть и примеры, когда субъекты частично или полностью отказывались от доли квартир, которые предполагались к передаче в муниципальную или региональную собственность (в случае если это было предусмотрено в инвестиционном соглашении с застройщиком).
- Часто с дольщиков требуют доплатить, причем немалую сумму, за завершение строительства. Но часто у людей нет на это денег.
- Эта практика существует. Но речь идет не о бесконечных вымогательствах новых сумм. Иногда при всем желании администрации или нового застройщика не удается достроить дом без новых вложений. В случае когда объект находится в высокой степени готовности, людям зачастую выгоднее довложить какую-то небольшую сумму и побыстрее отметить новоселье. Именно тогда созданные ТСЖ или ЖСК граждан при поддержке властей самостоятельно достраивают свои дома. Размер доплат в таких случаях очень разный — от 500 до 8-15 тысяч рублей за квадратный метр, а по единичным примерам и больше. Понятно, что если дом на стадии котлована, а застройщик с людей собрал по 70-80 процентов от стоимости жилья и исчез, то вряд ли кто-то захочет сложиться еще раз на достройку квартир. Здесь уже нужно искать другие способы помощи.
- Недавно премьер Владимир Путин сообщил, что в качестве одной из мер компенсаций пострадавшим дольщикам может быть выделен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Насколько это реально?
- Эта форма компенсации уже активно используется в регионах. Понятно, что в Москве, Санкт-Петербурге и в целом ряде других субъектов такая практика вряд ли в полной мере заработает. А вот, к примеру, в Ульяновске, в Вологде, Владимирской области люди уже осваивают новые выделенные участки и строят жилье. Естественно, никакой принудиловки — человек сам решает, какой вариант ему выбрать.
- Какие регионы стоят в лидерах по числу обманутых дольщиков?
- Это не совсем корректное определение. Лидеры, в основном, — это те субъекты, которые на протяжении многих лет входят в десятку наиболее успешных регионов по объемам ввода жилья. Проблема дольщиков бок о бок идет с темпами развития жилищного строительства. Есть редкие исключения — когда и домов строится довольно много, и обманутых соинвесторов нет: в Мордовии, к примеру, в Ленинградской области. В целом же лишь в 16 субъектах из 83 долевое строительство не проблемное. Помимо уже названных, это Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Тыва, Чечня, Камчатский край, Кемеровская, Магаданская, Псковская и Сахалинская области и Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
На первых строчках рейтинга, повторюсь, именно развивающие и вкладывающие в стройку регионы: Самарская область, Москва и Московская область, Татарстан, Новосибирская область и Краснодарский край. В этих шести субъектах 36325 пострадавших дольщиков — 45 процентов от общего числа по всей стране.
- Хотите сказать, что все это — наследие былых времен?
- Есть и совсем свежие примеры. По таким объектам заключение договоров с гражданами проходило, как правило, в обход закона о долевом строительстве. И в большей степени — это уже вина самих людей, которые по незнанию вкладывались в априори сомнительные схемы. Конечно же, разъяснительная работа на местах должна вестись непрерывно. В каждом регионе должен быть реестр добросовестных застройщиков, специалисты на местах должны постоянно идти на контакт с людьми. Ведь, в конечном счете, если чиновник сегодня не разъяснил населению информацию о том, как ему правильнее и безболезненнее вложиться в «долевку», то, вероятнее всего, завтра он будет вынужден расхлебывать проблемы уже обманутых дольщиков.
- Сегодня обманутые дольщики снова стали выходить на улицы, как это уже было когда-то. Недавняя голодовка в Уфе, митинги в Москве, Самаре, Краснодаре…
- Я не стал бы утверждать, что в регионах все чиновники сидят и ковыряют в носу, ничего не делая для решения проблемы. Только в одном Подмосковье за 2010 год введено в эксплуатацию более 80 жилых домов общей площадью 600 тысяч квадратных метров, еще по ряду объектов идет возврат денежных средств пострадавшим вкладчикам, на 30 объектах возобновлено строительство, зачастую с привлечением новых инвесторов. В целом за последние 5-6 лет регионы самостоятельно изыскали или привлекли из внебюджетных источников около 6-8 миллиардов рублей на помощь обманутым дольщикам. В новые квартиры уже въехали почти 20 тысяч семей.
И еще один важный момент: почему-то в последнее время при понятии дольщик большинство в ассоциативном порядке ставит рядом прилагательное — обманутый. Это неверная цепочка. Лишь около 3-5 процентов от построенного за последние годы с привлечением средств граждан жилья в России входит в перечень проблемных. Поэтому страшилку из «долевки», делать не нужно.
- А как отреагировали руководители субъектов, когда узнали, что проблему обманутых дольщиков им нужно решить до конца 2012 года и при этом из федерального бюджета на эти цели не будет выделено ни копейки? Ведь большинство субъектов дотационные.
- Большинство губернаторов отнеслись с пониманием. Как показала практика, унифицированного варианта действий зачастую нет.
Именно поэтому минрегион как координирующий орган обобщил положительный опыт регионов, проанализировал всю собранную законодательную базу — чтобы в каждом субъекте смогли тиражировать опыт передовиков по решению проблемы. Также по нашей инициативе сейчас в ряде регионов, где раньше этому вопросу не уделяли должного внимания, разрабатываются местные постановления и областные законы, направленные на поддержку пострадавших дольщиков.
Обсудить на форуме