Цифровизация как гарант прозрачности взаимодействий | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 21/07/2024

Цифровизация как гарант прозрачности взаимодействий

Цифровизация как гарант прозрачности взаимодействий

Результатом системных изменений, реализуемых государством через Минстрой России, должна стать прозрачность отраслевых взаимодействий и процессов, что обеспечит повышение эффективности строительных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств и частных инвестиций.

Помимо внедрения института предпроектной оценки эффективности капитальных вложений, модернизируется и система управления государственными проектами строительства. Если раньше федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) находилась в ведении Минэкономразвития, то сегодня ей на смену пришла программа «Строительство», ответственным за реализацию которой является Минстрой.

Изменения в процедурах планирования и реализации объектов капитального строительства с государственным участием в рамках открытого вебинара Главгосэкспертизы России, прокомментировал замминистра строительства и ЖКХ РФ Юрий Гордеев. Чиновник подчеркнул, что в рамках госпрограммы «Строительство» в первую очередь будут реализовываться переходящие незавершенные объекты (ОНС), а горизонт планирования расширится до 5 лет. Основным инструментом управления программой станет федеральный реестр строящихся объектов, формируемый по заявкам главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС).

«При подготовке соответствующих заявок и обосновывающей документации, ГРБС субъектов РФ формируют сведения в компоненте системы «Электронный бюджет» не позднее 1 марта по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, и 1 апреля – по остальным объектам», — напомнил Юрий Гордеев.

В рамках электронных взаимодействий ГРБС направляет на согласование сведения по объектам ответственному исполнителю или координатору федеральной целевой программы. Минстрой будет проверять полученные сведения на соответствие определенным ПП РФ №702 подходам,  а также на предмет наличия источников финансирования проекта в необходимом объеме.

«Минстрой будет смотреть на обеспеченность финансированием переходящих объектов и объектов незавершенного строительства (ОНС), а также на полноту и достоверность сведений и обосновывающей документации по объектам», — сказал замминистра.

Согласно предложенной схеме взаимодействий, Минэкономразвития будет проводить оценку эффективности проектов ОКС стоимостью свыше 3 млрд рублей. Если объект будет признают низкоэффективным, решение о его реализации будет принимать курирующий строительство вице-премьер.

ФАС будет рассматривать предложения по госинвестициям на предмет возможных изменений в сфере конкуренции в связи с реализацией инвестпроекта, но данные полномочия относится только к субсидиям на капитальные вложения, которые предоставляются акционерным обществам.

Ответственный исполнитель госпрограммы и координатор рассматривает проект сведений об ОКС в течение 5 рабочих дней, Минстрой, Минэкономразвития и ФАС — не более 10 дней. Затем сведения направляются в Министерство финансов для распределения базовых бюджетных ассигнований и выделения дополнительных объемов финансирования. Обязательным условием согласования Минфином проекта сведений о стоимости проектируемой эффективности ОКС является наличие расчета объема ежегодных расходов на его содержание после его ввода в эксплуатацию. Проект сведений, не соответствующий требованиям ПП №702 подлежит отклонению на уровне Минстроя — для дальнейшей доработки.

Решения об осуществлении капительных вложений могут принимаются в форме:

  • Нормативного акта в форме утверждения ФЦП.
  • В виде перечня объектов «пятилетка».
  • Отдельных актов Правительства РФ и ГРБС по объектам, которые не включаются в федеральный реестр ОКС.
  • Согласованных сведений, подписанных в АИС Электронный бюджет.

Однако решение глобальных задач по цифровизации строительной отрасли вообще и цифровизации отраслевых взаимодействий и системы управления инвестициями в частности, по развитию института технического заказчика и введению на законодательном уровне института предпроектной оценки эффективности капительных вложений сдерживает неравномерность экономического и кадрового потенциала регионов, не очевидная для рынка экономическая целесообразность вводимых инноваций, и даже (!) нежелание заказчиков и других участников рынка соблюдать требования Градостроительного кодекса РФ.

Невзирая на имеющиеся трудности, Минстрой нацелен на нормативное обеспечение запуска параметрического метода нормирования в строительстве с 1 сентября 2024 года, в том числе — за счет введения предпроектной стадии проработки государственных инвестиционных проектов. Предполагается, что благодаря предпроектной стадии, застройщик на уровне задания на проектирование сможет оценить целевые параметры строящегося ОКС в рублевом эквиваленте.

Представляя законопроект о предпроектной стадии проектирования замминистра Минстроя России Сергей Музыченко отметил, что потребность в оценке проектов ОКС на этапе подготовки задания на проектирование назрела давно.  Главная цель концепции изменени – получениена этапе технического задания на проектирование достаточного объема информации, необходимой для завершения объекта без серьезных срывов срока и удорожания стоимости строительства.

Соответствующий законопроект о внесении изменений в Градкодекс, подготовленный  Минстроем в 2021 году, завис на стадии ОРВ. Чтобы обеспечить его принятие Минстрою потребовалось укрепить взаимодействие с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Российской академией наук (РАН), а также инициировать создание ассоциации технических заказчиков, на которых и ляжет бремя оценки эффективности проекта. В настоящее время законопроект дорабатывают для вынесения на уровень Правительства.

Стоит отметить, что уже сейчас находятся специалисты, интересующиеся готовностью Минстроя к удорожанию стоимости проектов строительства по государственному заказу в результате предварительного просчета их экономической эффективности.

С другой стороны, на практике изменения законодательных требований не всегда приводят к реальным изменениям в подходах к работе у участников системы государственного заказа в строительстве. Отдельные пробелы в сложной бюрократической архитектуре системы регулирования стройки до сих пор недостаточно прозрачны, что позволяет госслужащим безнаказанно игнорировать требования, предъявляемые законодательством.

Например, несмотря на наличие законодательных требований и усилия Минстроя, Гвалгосэкспертизы и НОПРИЗ по повышению качества проектной документации, в регионах до сих пор легитимность подписи ГИПа, удостоверяющего подлежащую экспертизе проектную документацию, не проверяет ни заказчик, ни ответственные сотрудники государственных экспертиз. В результате проекты получают отрицательные заключения, а строительство удорожает и затягивается.

В письме от 4 июля 2024 года № 37463 — АЛ/08 Минстрой отметил низкий уровень квалификации государственных заказчиков и напомнил, что при выявлении случаев нарушения закона и возмездной фальсификации документации, органы власти должны инициировать комплексную проверку, вплоть до обращения в правоохранительные органы.

Что касается жилищного строительства, продемонстрировавшего в прошлом году рекордные объемы в 100 млн кв. метров, по данным индекса цен ДОМ.РФ, с января по май 2024 года новостройки подорожали на 3,9%, что на 0,7% превышает заявленный уровень инфляции. С начала года цены на строящееся жилье выросли во всех федеральных округах.

Согласно утвержденным приказом Минстроя показателям стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в субъектах РФ, в Москве стоимость «квадрата» составляет 170 578 рублей, в Санкт-Петербурге — 165 315 рублей, в Ленобласти — 138 407 рублей, в Калининградской области — 97 388 рублей. При этом по официальным данным госстатистики аналогичный показатель составляет: в Москве составляет 337 491 рулей, в Санкт-Петербурге 259 191 рублей, в Ленинградской области 147 250 рублей, Калининградской области – 115 014 рублей. Таким образом, разница между нормативами Минстроя и рыночными показателями в зависимости от региона — от 1,9% до 1,1%. Как будут выглядеть эти цифры при условии предварительного расчета экономической эффективности проектов жилищного строительства и по какой цене государство будет выкупать жилье у застройщиков – покажет время.

Темы: ,


Обсудить на форуме