В долгосрочной перспективе главным преимуществом цифровой вертикали в строительстве станет прозрачность технологических и бизнес-процессов, а что получает подрядчик от перехода на «цифру» уже сейчас?
Ответ на этот вопрос искали участники стратегической сессии «Цифровое строительство: цифровая исполнительная документация и региональные кейсы работы с подрядными организациями», прошедшей в Твери 31 января 2025 года.
Никто из спикеров, включая представителей Минстроя России, профильных региональных ведомств, саморегулируемых организаций, застройщиков и вендоров, не подвергал сомнению глобальный тренд: цифровизация строительной отрасли необходима. Цифровая трансформация — процесс и сложный и затратный, но неизбежный и, по всей видимости, необратимый.
На пути к новой реальности региональные власти, независимо от уровня цифровой зрелости субъекта, встречают ряд однотипных проблем:
-различная степень цифровой зрелости у государственных заказчиков,
-отсутствие у подрядчиков понимания экономической целесообразности и мотивации для перехода на «цифру» ,
-высокая стоимость внедрения и поддержки цифровых сервисов,
-сложность интеграции информационных систем и технологий различного уровня,
-нехватка квалифицированного специалистов,
-неоднородное техническое оснащение предприятий и организаций в субъектах РФ.
Решение предлагается типовое — разработка и применение комплексного подхода к внедрению цифровых сервисов.
«Лоскутное применение цифровых решений не решает проблем, важны система и комплексный подход к трансформации отрасли», — подчеркнула модератор стратсессии, советник главы Минстроя России, заместитель руководителя Центра компетенций РФ по цифровой трансформации строительной отрасли Елена Звонарева.
Поэтому главной задачей Минстрой видит формирование бесшовного цифрового пространства, способного вместить все процессы и всех участников реализации строительных проектов. То есть предполагающего:
-взаимосвязь различных типов моделей цифровых данных и сервисов,
-применение всеми участниками строительства единых форматов и правил обмена данными.
Вместе с тем эксперт признала, что задачи цифровизации в регионах отличаются друг от друга, что в целом — нормально.
«Нет задачи бежать, куда все бегут. Есть задача решить свои крупные задачи здесь на месте. Они могут быть от региона к региону разные», — признала возможность различных подходов Елена Звонарева.
Вместе с тем, судя по выступлениям участников мероприятия, при переходе на «цифру» у регионов отличаются не столько поставленные федеральным центром задачи, сколько собственные ресурсы и возможности.
Однократное введение данных и возможность их многократного использования для решения различных задач — ключевая задача цифровизации и глобальная проблема для администрации Тверской области. Локальная история использования в регионе ГИСОГД не привела к ожидаемому эффекту. Как признал министр строительства Тверской области Игорь Архипенко, застройщики не стремятся в ГИС, а до сих пор предпочитают подавать заявки через привычные им МФЦ.
«Если между госорганами можно найти взаимодействие, то вопрос, как заставить подрядчика работать с цифровыми сервисами, остается открытым. Наверное, при должном уровне цифровизации система одним нажатием кнопки подтянет все данные с «межведа», но пока этого не происходит», — сообщил глава регионального Минстроя.
Представители Магаданской и Белгородской областей, которые находятся на стадии подключения к ГИСОГД муниципалов и планов по интеграции ГИСОГД с ИСУП, до этой проблемы еще не дошли. В региона пока строят планы по обучению персонала заказчиков.
«Планируем повышать показатели наличия ЦИМ в госконтрактах и создать курсы повышения квалификации для работников отрасли», — сообщила руководитель группы цифровой интеграции строительных процессов МОГКУ «УКС Магаданской области» Анастасия Курмачева
В Белгородской области ИСУП внедряли постепенно, и в итоге пришли к типовому решению — создали Центр компетенций на базе МФЦ, рассказала заместитель начальника отдела цифрового государственного управления Министерства цифрового развития Белгородской области Лилия Константиневская.
По итогам стратегической сессии можно сказать, что запущенные сверху процессы цифровизации и ИСУПизации в регионах в целом идут успешно, и планы выполняются, но морковку для подрядчика, которой можно было бы заманить его в новую цифровую реальность, для начала придётся вырастить.
В завершение можно отметить, что уже имеющиеся плюсы — например, такие как открытые реестры требований или цифровизация госстройнадзора, которая даёт строителям теоретическую возможность досудебного обжалования результатов КНД, судя по репликам из регионов, пока находится в зародышевой стадии.
О сложностях внедрение ГИС ТОР КНД рассказала заместитель начальника отдела цифрового государственного управления Министерства цифрового развития Белгородской области Лилия Константиневская. По её словам, бесплатный и типовой программный комплекс работает далеко не идеально — функционал постоянно дорабатывается, разработчики выпускают обновления, но до функционала, необходимого инспектору ГСН, сервису ещё далеко.
«Обновления не решили всех проблем, нам приходится добиваться исправления ошибок. Надеемся, что ситуация изменится», — сообщила представитель регионального минстроя.
Напомним, что в переспективе помимо интеграции с информационными системами государственной экспертизы и строительного надзора, ИСУП и ГИСОГД будут расширяться за счет модуля данных о территориальном развитии и информационными системами ЖКХ и эксплуатирующих организаций.
Построение цифровой вертикали станет основой достижения целей, заявленных в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
Обсудить на форуме