В январском выпуске отраслевого журнала «Строитель» вышла статья «Действуй или проиграешь», где свою оценку работе института саморегулирования по итогам прошлого года дал генеральный директор СРО НП «ЕМСО» Сергей Богданов.
Введение системы саморегулирования в строительной отрасли большинство участников рынка рассматривает как плюс, даже несмотря на значительные финансовые издержки. Основная надежда строителей – на то, что благодаря консолидации им удастся успешнее отстаивать свои интересы перед властью. С созданием СРО последняя действительно все чаще справляется о том, что строители думают по тому или иному вопросу. Главным каналом связи является НОСТРОй. «Наше мнение выясняют путем анкетирования, эксперты от лица СРО участвуют в обсуждении различных законодательных инициатив в Госдуме, РСПП, Торгово-промышленной палате РФ, Московской торгово-промышленной палате, рассказывает генеральный директор СРО НП «Единое межрегиональное строительное объединение» Сергей Богданов. – Но насколько учитывается наше мнение – это отдельный вопрос, в первую очередь к НОСТРОй, как к главному выразителю интересов отрасли. Например, рабочая группа по выработке предложений и осуществлению мер по борьбе с недобросовестными СРО по внесению изменений в законодательство, направленных на законодательное воспрепятствование коммерциализации саморегулирования в строительной отрасли под руководством Виктора Опекунова, созданная при Минрегионе, с подачи НОСТРОй 31 октября 2011 года в рамках взаимодействия с национальными объединениями СРО в сфере строительства приняла ряд решений, не поддержанных профессиональным сообществом, о чем свидетельствуют протоколы окружных конференций, проведенных накануне. Они касались вопросов контроля над СРО, ограничения численности СРО, определения численности Совета партнерства. Так, например, рабочая группа предложила установить минимальное количество членов постоянно действующего коллегиального органа управления строительных СРО до 11 человек, а максимальное число членов СРО для изыскателей и проектировщиков – до 500 членов, для строителей – до 1000 членов. Кроме того, вышеуказанная рабочая группа предложила возложить на Национальные Объединения обязанности проведения проверок СРО. Так, Окружная Конференция СРО Москвы, которая объединяет 78 СРО в сфере строительства, полностью отклонила проект этих предложений, даже не рассматривая их по пунктам, так как он не отвечает интересам СРО, а наоборот ведет к усложнению и затруднению выполнения СРО своих функций, а также предусматривает неоправданное наделение НОСТРОй контрольными функциями, что противоречит действующему законодательству, поскольку, как известно, функции государственного контроля и надзора изначально возложены законодателем на государство, и не могут осуществляться некоммерческой организацией».
Основной, по мнению Сергея Богданова, задачей, которой НОСТРОй должен уделять больше внимания, является совершенствование нормативных актов, касающихся строительства. «Не системы саморегулирования, а именно строительства, – уточняет Богданов. – Строитель должен иметь возможность строить много и качественно, а национальное объединение — участвовать в подготовке законодательной базы таким образом, чтобы максимально облегчить ему работу, в том числе и взаимоотношения с заказчиком, генподрядчиком, особенно в части оплаты своих услуг. Сегодня нередки случаи, когда заказчик под надуманными предлогами отказывается подписывать акт о приемке в эксплуатацию (КС2), выгоняет строителя с площадки, берет нового подрядчика, которого затем тоже «просит на выход». Суды завалены исками, связанными с неплатежами между строительными компаниями. Происходит это исключительно из-за законодательных пробелов: государственные тендеры выигрывают компании, которые специализируются на участии в тендерах, но никак не на практической работе. Строительство меньше всего входит в их планы. Выигранные тендеры они отдают на субподряд нескольким компаниям, пускаются на разные махинации, чтобы на этом заработать прибыль. По-хорошему – и это будет следующий шаг в развитии системы саморегулирования – СРО обязаны предотвращать подобные ситуации и защищать своих членов в случае их возникновения».
По словам Сергея Богданова, в первый год работы строительных СРО в приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» три раза вносились изменения, из-за чего трижды приходилось перевыдавать допуски компаниям. «Согласно приказу Минрегиона руководству СРО необходимо было провести общее собрание с обсуждением требований по выдаче этих допусков. После этого соответствующие документы сдавались в Ростехнадзор на проверку. При отсутствии у последнего претензий выдается официальное письмо-уведомление о том, что данное СРО имеет право выдавать допуск на такие-то виды работ… Сколько сил и нервов было потрачено тогда на бумажную работу, даже вспоминать не хочется. Приходилось работать без выходных, чтобы не подвести своих членов, у которых без своевременной замены допуска могли сорваться многомиллионные госконтракты», – вспоминает Сергей Богданов.
Прошедший, 2011 год для СРО был достаточно напряженный с чисто технической точки зрения: после создания они приступили к своим непосредственным обязанностям, в число которых входят проверки вступивших в их ряды компаний, говорят эксперты. Для многих крупных СРО проверки означали выезд в регионы, встречи с руководителями компаний, обсуждение их проблем.
«Проехав около 15 регионов, я и мои коллеги с огорчением убедились: для строительных компаний минувший год нельзя назвать удачным, – констатирует Сергей Богданов. – Как правило, работой обеспечены лишь те компании, которые выиграли на тендере длинный подряд, и те, что заняты на специальных работах, – например, земляных, строительстве трубопроводов, реставрации, специфической отделке и т. д. Все в одинаковой степени жалуются на отсутствие инвестиций…».
Между тем в ходе проверок удалось убедиться, говорит Сергей Иванович, что в рядах СРО сегодня есть компании любого квалификационного уровня, с опытом работы в самых разных областях строительства. В совокупности они способны решать строительные задачи любой сложности. В итоге родилась идея провести анализ проектов, в которых участвуют члены СРО с тем, чтобы наладить между ними взаимодействие. СРО при этом берет на себя роль координатора, гарантируя генподрядчику «чистоту» и профессионализм компании, которую он хочет взять на субподряд, а в случае возникновения конфликта может выступить своего рода арбитром в хозяйственном споре.
Аналогичную роль СРО может взять на себя и при привлечении других контрагентов – производителей и поставщиков строительных материалов, банков, страховых компаний – естественно с выгодой для членов СРО. Выгода эта может выражаться в применении механизмов факторинга, оптовых скидках на стоимость услуг для членов данной СРО.
«За последние полгода мы вели переговоры примерно с 25 российскими банками из первой сотни, – говорит Сергей Богданов. – Банки охотно обсуждают наши предложения, потому что понимают: при нормальной организации работы они получат нормальных достойных клиентов с максимальными оборотами, которые реально будут строить. Сегодня ведь кредитовать особо некого. Строительство через госзаказ — в принципе единственная действующая отрасль, которую можно финансировать, к тому же – при взаимодействии со СРО – практически безрисковая зона. Поэтому банки готовы идти на снижение процентных ставок, сокращение объема требуемой документации, снижение требований к заемщикам, создание других льготных условий». Аналогично ведутся переговоры со страховыми компаниями. Обсуждаются условия страхования не только ответственности перед законом в случае нанесения ущерба третьим лицам, страхование ответственности СМР и других видов строительных работ, а параллельно – возможность скидок на другие виды страхования – жизни, имущества КАСКО. Для разработки договоров СРО нанимает сильных юристов. «Как только строительная отрасль очнется от кризиса, СРО будут вынуждены реагировать на вызовы времени – кроме проверок и собирания взносов, придется помогать своим членам во всех сферах их жизнедеятельности, начиная с законодательной и заканчивая конкретной работой на площадке, искать точки соприкосновения интересов компаний между собой. На самом деле, вопросов, которые могут объединять эти компании в одном СРО, сотни, а может быть, тысячи», – убежден Сергей Богданов.
В наступившем году согласно Уставу Национального объединения строителей будет происходить ротация членов Совета НОСТРОй, в результате которой состав Совета должен обновиться примерно на треть. По уставу, Совет Объединения подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть. Замене в соответствии с процедурой обновления подлежат члены Совета, срок полномочий которых истек.
Указанные лица вправе повторно баллотироваться в члены Совета. Выборы – хороший повод для проведения конструктивных дебатов по актуальным проблемам в сфере саморегулирования строительной отрасли. Именно от активной позиции профессионального сообщества будет зависеть дальнейшее развитие российского строительного комплекса по правильному пути.
Обсудить на форуме