Андрей Сергеевич, в чем суть «дорожных карт»?
Это конкретный план действий на перспективу. План максимум — повышение инвестиционной привлекательности России в мире. Мы не скрываем, что вступаем в гонку за глобальный капитал. Россия входит в число первых 25 стран, которые активно работают и улучшают условия для инвестиций. Мы собрали вместе предпринимателей, экспертов, чиновников высокого уровня. Представители бизнеса рассказали чиновникам, что им мешает комфортно работать. Те в ответ поведали об ошибках самих предпринимателей. И после разговора на высоких тонах все-таки начали договариваться и разработали пошаговую инструкцию абсолютно реальных движений. Всего дорожных карт будет двадцать две. Сегодня уже есть результаты по четырем из них — «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», «Улучшение процедур получения разрешения на строительство» и «Совершенствование таможенного администрирования».
Что это за карты?
«Дорожная карта» под названием «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» предполагает сделать процедуру подключения к энергосети проще, быстрее и дешевле. Для этого придется снизить количество этапов, необходимых для получения доступа к энергосети. Если сегодня их насчитывается десять, то через восемь лет должно остаться пять, что позволит снизить время на прохождение всех этапов по получению доступа к энергосети с 281 до 40 дней. Кроме того, в планах — усовершенствование принципов технологического присоединения и снижение на него тарифов.
Вторая карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» предполагает упрощение и ускорение административных и фискальных процедур, расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров. Безусловно, мы будем развивать меры поддержки экспорта для малого и среднего бизнеса в российских регионах.
Что касается строительной «карты», то главное здесь — правильно преодолеть массу административных барьеров. Мы запланировали ввести уведомительный вместо нынешнего разрешительного порядка. Такая система должна сократить сроки строительства минимум в три раза. Кроме того, предложим приватизировать или отдать в аренду неиспользуемые федеральные или муниципальные земли.
Конечно, без серьезных поправок в Градостроительный, Налоговый и Земельный кодексы нам не обойтись. Мы надеемся, что через шесть лет количество процедур, необходимых для получения разрешительных документов на строительство, снизится с нынешних 51 до 11. Да и время их прохождения сократится до 56 дней.
Много споров вызвала дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования». Мы предложили усилить административную ответственность за нарушение таможенных правил. Но главное — доверие бизнесу. Необходимо разрешить пропускать товар через таможню, и только потом заниматься сопроводительной деятельностью, в том числе уплатой государственных пошлин.
К 2020 году, по нашим оценкам, количество документов, необходимых для пропуска товара через границу для импорта снизится с 9 до 4. А для экспорта — с 8 до 4. На подготовку сопроводительной документации будет уходить неделя вместо 36 дней. Реализация «дорожной карты» позволит снизать затраты для импорта с 1800 долларов за контейнер до 1000 долларов. А для экспорта эта цифра не должна превышать 900 долларов. Сейчас эти затраты в среднем составляют 1850 долларов США.
Что объединяет первые четыре «дорожные карты»?
Принцип постконтроля не только в таможне и электроэнергетике, но как принцип контроля. Способами обеспечения обязательств выступают страхование, банковские гарантии и поручительство. Обязательное развитие саморегулирования.
Эти универсальные принципы будут работать и в последующих восемнадцати «дорожных картах». «Дорожные карты» разрабатываются не только АСИ, но и правительством, экспертным сообществом, предпринимателями. Важно в течение нынешнего года оформить эти карты. Тогда будет легче ответить, к примеру, на вопрос: кто будет инвестировать в Россию.
Для конкретизации помощи в регионах эксперты АСИ в рамках национальной предпринимательской инициативы апробировали стандарт инновационной привлекательности региона. Что это за новация?
«Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» — это, по сути, свод лучших практик, реально действующие в российских регионах.
В основу Стандарта вошли меры, которые были приняты для обеспечения благоприятного инвестиционного климата руководством Республики Татарстан, Калужской области, Липецкой области, Пермского края, Свердловской области, Ульяновской области. Именно в этих регионах началось внедрение Стандарта. Спустя короткое время к ним присоединились еще несколько регионов. Сегодня о желании реализации стандарта высказались главы еще почти 20 областей. Это и неудивительно. Наличие Стандарта, его реальное воплощение существенно усиливает позиции региона в глазах инвесторов.
Есть ли практические результаты?
Да. Так, в Калужской области создан Центр подготовки кадров для фармацевтических производств. В Свердловской области создана организация, которая работает с инвесторами по принципу «одного окна». Предпринимателям не надо теперь ходить из одного кабинета в другой и терять время.
Стандарт требует от глав регионов серьезной отдачи. Ключевые показатели эффективности измеряются не количеством выпущенных документов и нормативных актов, а реальным улучшением условий для ведения бизнеса.
Важно подчеркнуть, что работу местных органов власти оценивают сами предприниматели. Именно с этой целью сформированы экспертные группы по мониторингу внедрения Стандарта. В их работе принимают участие 150 предпринимателей из одиннадцати регионов страны. Это люди, занимающиеся бизнесом не один год. Зачастую они, прямо скажем, не самые удобные собеседники для представителей власти. Задают конкретные вопросы и требуют ответов по существу, без «воды».
А проблемы остались?
Работа экспертных групп выявила достаточное количество проблем. Мы обобщили их. Лидирует системная проблема, характерная для всех регионов. Это практика правоприменения. Почти нигде не созданы Советы по улучшению инвестиционного климата. Не продекларирована личная ответственность губернаторов.
Еще одна проблема: отсутствие так называемой оценки регулирующего воздействия. Нет устоявшейся практики отсечения необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия нормативно-правового акта, оценка сторонних, нежелательных эффектов. Можно перенять самые лучшие практики, но тут же принять пять законов, которые сведут все усилия на нет!
Нужны ли дополнительные стимулы для улучшения инвестиционного климата в регионах?
Одним только внедрением Стандарта ситуацию кардинально не улучшить. Необходимо появление дополнительных стимулов, в том числе финансовых. Например, внесение изменений в систему межбюджетных отношений, внедрение ключевых показателей деятельности по улучшению инвестиционного климата для региональных органов власти, а также составление ежегодного рейтинга регионов и публикация его результатов.
Логичным итогом пилотного внедрения Стандарта должно стать его масштабирование на все субъекты РФ, для чего необходимо заранее разработать необходимый механизм. Убежден, что наша совместная работа позволит улучшить инвестклимат и упростит ведение бизнеса в стране.
Беседовала Елена Шмелева
Обсудить на форуме