Эксперты Госдумы – о госзакупках, генподряде и… самоликвидации системы саморегулирования | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 13/11/2019

Эксперты Госдумы – о госзакупках, генподряде и… самоликвидации системы саморегулирования

Эксперты Госдумы – о госзакупках, генподряде и… самоликвидации системы саморегулирования

В минувшую среду в Госдуме прошло заседание Экспертного совета по строительству, промышленности стройматериалов и проблемам долевого строительства при Комитете по транспорту и строительству. Заседание отличилось резкостью выступлений и завершилось «маленькой сенсацией», сообщает АНСБ.

Повестка дня заседания Экспертного совета содержала всего два вопроса: что происходит с институтом генподряда и как совершенствовать систему СРО?

Председатель Совета Владимир Ресин для «затравки» озвучил несколько цифр из реального состояния строительного рынка: так, из 4000 компаний на рынке жилья на проектное финансирование перешли всего 790, и у них в работе только 19,6 млн кв. м жилья из 118 млн. При этом всего 35 региона строят более 0,5 кв. м жилья на человека, причем, как правило, в крупных городах. Рентабельность строительства в регионах низкая, поэтому банки не готовы в эти проекты инвестировать. Да и в целом на строительном рынке главным игроком теперь являются не строители, а банки, генподрядчики от них зависят практически полностью, а теперь в зависимость попали еще и застройщики. При этом банки не торопятся менять свои закостеневшие принципы работы, и это ставит под угрозу срыва тысячи строек. «Нам нужны умные банки с гибкими продуктами кредитования для строительства умных городов», — подвел итог Ресин.

Дальнейший обмен мнениями разделился на две части: как выжить генподрядчику и что делать со СРО.

Председатель комитета ТПП РФ по строительству Ефим Басин уверен, что главное препятствие развития генподрядных отношении  — это закон о госзакупках 44-ФЗ. От него страдают все – и генподрядчики, и заказчики, особенно муниципальные. По-прежнему главным фактором торгов является самая низкая цена на отдельный этап работ, а жизненный цикл объекта не учитывается. Демпинг в госзакупках продолжает процветать. Сохраняется неравенство в отношениях между заказчиком и генподрядчиком, когда первый диктует свои условия и ни за что не отвечает, а второй абсолютно бесправен и должен отвечать за все.

И, конечно, большой вред наносит тот факт, что на торги выходят компании совершенно обезличенные, без указания профиля и опыта работы. В этой ситуации СРО должны получить право участвовать в тендерных комиссиях и представлять объективную информацию о своем члене. Сейчас же СРО могут даже не знать, какие контракты заключили их компании, а за срыв договоров отвечать обязаны – это ненормальная ситуация. Так что закон о госзакупках и о правах СРО нужно менять.

Еще более жестко высказался о судьбе генподрядчиков генеральный директор «Мостотреста» Владимир Власов, заявив, что через год его компания при нынешней ситуации может уйти с рынка, потому что работать стало невозможно. И вообще, из тех компаний, которые раньше были главными дорожными строителями Москвы, сейчас на рынке не осталось практически никого – и в этом очень большая вина заказчиков. Сегодня диктат заказчиков вышел на такой уровень, что любого подрядчика можно обанкротить и убрать с рынка. Контроль за подрядчиком все жестче, при этом ответственность госорганов и госзаказчика все меньше.

При этом постоянно растут требования по обеспечению стройки – теперь к банковской гарантии прибавилось еще и казначейское сопровождение. Однако  казначейство не интересует, что очень часто по прихоти заказчика строитель должен выполнить дополнительные работы, оно следит, чтобы строителю не переплатили. В результате строительные компании банкротятся и уходят с рынка, как это было после олимпийских строек и прочих знаковых государственных объектов.

Ценообразование при госзакупках – это отдельная беда. Строителю неважно, как называется метод формирования цены, ему нужно, чтобы на торги вышла цена, которая позволит хоть как-то жить и платить налоги. Сейчас очень многие компании оказываются неплательщиками налогов – просто нет денег. Так у Налоговой инспекции появилось «ноу хау» — они требуют от генподрядчиков заплатить НДС, которые не заплатили субподрядчики! «Мостотрест» в такой ситуации прекращает брать генподряды, чтобы не нарываться на миллионные штрафы. Ну, и кто будет строить бюджетные объекты в этой ситуации?

И еще один момент: требования к подрядчикам на торгах постоянно ужесточаются, теперь предписано в конкурсную документацию включать жесткий график работ. Любой нормальный строитель понимает всю дурость этих требований. Более того, даже если объект будет построен с опережением сроков, это будет считаться нарушением, а не успешной работой подрядчика, за которую могла бы быть и премия. «Итог надвигается страшный!» — завершил В.Власов, добавив. Что китайские генподрядчики стоят на низком старте и с удовлетворением наблюдают за гибелью российских коллег от рук российских госзаказчиков.

Добавил красок в эту картину и председатель совета СРО Союз «МООСС» Михаил Викторов -  в этой СРО 2/3 членов – генподрядчики промышленного и иного строительства. Михаил Викторов главной бедой назвал невозможность планирования загрузки компаний на 3-4 года вперед, а отсюда и все остальные проблемы: отсутствие кадровой работы и инвестиций в материальную базу компаний, обновление фондов и так далее. Как набирать в компанию молодежь, если неизвестно, сколько сотрудников придется сокращать через полгода при отсутствии заказов? И, конечно, нужно менять 44-ФЗ, поскольку сейчас совершенно искажена система ответственности. Нужно жестко отсекать демпинг на торгах, нужно привлекать СРО для оценки участников торгов на каждом конкретном госзаказе.

Дилемма для СРО: развиваться или самораспуститься?

На фоне 10-летия системы саморегулирования в строительстве и создания Нацобъединения строителей (НОСТРОЙ) диалог о том, каково же место СРО в современном строительном процессе, не может не настораживать. За 10 лет было много сделано в части технического регулирования, создания Нацреестра специалистов, выстраивания взаимоотношений между СРО и компаниями, которые через них получали выход на рынок. Однако накопившиеся за 10 лет ошибки, в том числе, и от реформы 2017 года, необходимо признать и начинать исправлять.

Так, по мнению Михаила Викторова, очень многие генподрядчики совершенно безразлично относятся к тому, в какой СРО они состоят, не понимая места и возможностей этой организации. Отмена видов работ привела к тому, что СРО перестали «видеть», какая компания чем занимается и за что может или не может нести ответственность. Введение Нацреестра специалистов привело к тому, что срочно были трудоустроены тысячи пенсионеров, лишь бы отвечать требованиям НРС. Но разве для этого он создавался? В общем, после 10 лет работы система СРО нуждается в формировании новой концепции ее развития, куда войдут и переход на страхование рисков не только компаний, но и главных специалистов, ГИПов и ГАПов проекта, предложения по использованию компенсационных фондов СРО для развития отрасли, участие в госзакупках, новые приоритеты и задачи. И, конечно, по мнению Ефима Басина, которое поддержали многие, туда должны вернуться виды работ и реальные допуски для компаний от СРО – иначе вся эта система становится бессмысленной.

Президент Нацобъединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин видит главную задачу НОПРИЗ и СРО на данном этапе в формировании системы независимой оценки квалификации в архитектуре и изысканиях, чтобы повысить компетентность кадров и, соответственно, качество работ.

Но маленькой сенсацией на этом фоне прозвучала реплика замминистра строительства России Дмитрия Волкова, который с милой улыбкой сообщил, как во время написания Стратегии развития строительной отрасли его влиятельный коллега высказался в том смысле, что представители СРО в процессе написания главы о саморегулировании  как профессионалы должны были понять всю ненужность этой системы и самораспуститься. «Не самораспустились, — констатировал Волков. – Будем дальше с этим работать».

Понятно, что чиновники такого уровня просто так публично такие заявления не делают. Нужно сказать, что присутствующие были весьма озадачены этой шуткой. Михаил Посохин не нашелся, что сказать. А президента НОСТРОЙ Антона Глушкова просто на этом ключевом заседании не было. Сам же Дмитрий Волков предпочел после своего заявления попрощаться и покинуть заседание.

 

Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»

Темы: , , ,


Обсудить на форуме