Введение саморегулирования в сфере энергетического обследования может столкнуться с серьезными проблемами, как это произошло в строительной отрасли. Эти проблемы обсуждались на конференции "Энергоэффективность-2010. Саморегулирование и перспективы развития".
Напомним, закон об энерго сбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ предусматривает, что проводить энергоаудит могут только члены саморегулируемых организаций в области энергоаудита. На
"Хотя в законе и говорится, что энергетическое обследование проводится в общем случае в добровольном порядке, проведение его является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулирование деятельности, организаций, осуществляющих в производстве транспортировку воды и природного газа, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, переработку природного газа, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн рублей на календарный год, — объясняет Сергей Мартюшов, ведущий советник аппарата Комитета Госдумы по энергетике. — То есть в сферу проведения обязательных энергетических обследований попадают все мало-мальски значительные объекты экономики".
Как подчеркнул на конференции Владимир Котельников, генеральный директор "НТЦ "Промышленная безопасность", председатель Координационного совета НП "ЭНЕРГОАУДИТ", основная цель энергоаудита — это получение объективных данных об объеме используемых ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энерго сбережений, повышение энергетической эффективности, разработка перечня типовых доступных мероприятий по энергосбережению, повышение энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. По результатам энергетического обследования обязательно составляется энергетический паспорт, который является официальным документом, содержащим информацию об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, объеме используемых энергетических ресурсов и его изменениях, показателях энергетической эффективности.
Проблему Владимир Котельников видит в том, что при оценке энергоэффективности обследуемого оборудования практически не учитывается его техническое состояние. В крайнем случае энергоаудитор рассматривает работу по оценке технического состояния оборудования как дополнительную задачу, решаемую при энергетических обследованиях. "В то же время одной из целей энергоаудита провозглашена оценка долей энергетических потерь, которые связаны с ухудшением технического состояния оборудования и систем, — отметил он. — Эта задача может быть решена только в рамках работ по технической диагностике такого оборудования, проводимой конкретными специализированными экспертными организациями с использованием современной аппаратуры в неразрушающем контроле нормативно-технических документов и конструкторских документациях заводов-изготовителей".
Между тем, по данным Ростехнадзора, более 80% энергоблоков, опасных производственных объектов тепло- и электроэнергетики отработали расчетный
Сергей Мартюшов считает, что работа организаций в области энергоаудита требует принятия определенных подзаконных актов. В частности, как будут организации обследовать органы государственной власти, режимные объекты, объекты атомной энергетики, объекты обороны. Что это будут за организации, как они будут объединяться в
И на решение всех этих проблем осталось немного времени. Напомним, что первое обязательное энергетическое обследование организации должно быть проведено до 31 декабря 2012 года, последующие — не меньше чем 1 раз в каждые 5 лет. То есть время для создания
Наталья Барановская
Обсудить на форуме