Федеральная контрактная система: истина рождается в спорах | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Федеральная контрактная система: истина рождается в спорах

В ТПП РФ прошел круглый стол «О направлениях совершенствования законодательной базы государственных закупок и формирования федеральной контрактной системы». Заседание вел президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Еще в апреле по приказу главы Минэкономики Эльвиры Набиуллиной в министерстве появился департамент развития Федеральной контрактной системы. В задачи нового подразделения вошла модернизация существующего законодательства, создание правовой базы для новой контрактной системы и выход госзакупок на качественно иной уровень публичности и открытости. Об этом участникам круглого стола рассказала директор департамента Ольга Аншичкина.

Своим мнением относительно российской контрактной системы поделились зарубежные специалисты. Об опыте других стран рассказали директор по производству и стратегии компании JohnDeereв РФ Дэвид Ларсон и советник по финансовым вопросам посольства Республики Корея в РФ Чонг Кёнг-Хве.

Как показала дискуссия, однозначного мнения по поводу реформы госзаказа среди органов власти пока нет. Во время круглого стола полемика между ФАС и Минэкономразвития по поводу ФКС разгорелась с новой силой. Зато бизнес-сообщество оказалось практически единодушным – проблемы контрактных отношений в России у всех общие. Свое мнение высказали представители малого и среднего бизнеса, предприятий оборонной, текстильной и легкой промышленности, а также в сфере строительства.

На примере фармацевтической отрасли об этих проблемах рассказал генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. По его словам, переплаты за импортные аналоги отечественных препаратов составили 3,2 млрд рублей в 2009-м и 2,5 млрд рублей в 2010 году, что сопоставимо с суммой, выделенной государством на борьбу с туберкулезом. Вызывает нарекания и жесткость документации, которая составляется, видимо, с расчетом на конкретного производителя. Порой для участия в тендере лекарство должно иметь конкретный цвет или форму таблетки. Как отметил Дмитриев, из-за этого инновационные препараты отечественного производства не могут выйти на тендер, и в итоге закупаются дорогие американские или европейские аналоги. Фармацевты, как и другие производители, выступают против укрупнения лотов, поскольку в нынешних условиях участвовать в торгах могут лишь дистрибуторы.

Кстати, существующая система крайне неудобна не только для производителей лекарств. Как рассказал корреспонденту ТПП-Информ источник в городской клинической больнице № 12, если в отделение поступает тяжелый больной, которому срочно требуется конкретный препарат, больница вынуждена по каждому такому случаю организовывать тендер на закупку лекарства. Подобная система абсурдна, поскольку пациент в таких условиях часто попросту не доживает до лечения или препарат приходится в срочном порядке приобретать его родственникам, что нарушает законодательство – учреждение здравоохранения формально не имеет права требовать от больных покупать лекарства за их счет.

По итогам докладов были сформированы рекомендации бизнес-сообщества для совершенствования системы госзакупок в стране, которые будут представлены для рассмотрения в правительство.

О важности проведения подобных мероприятий корреспонденту ТПП-Информ рассказал вице-президент ТПП РФ Александр Захаров:

«Я представляю ТПП РФ, но здесь, скорее, нужно говорить о позиции бизнес-сообщества. Есть определенная система регулирования, которая сложилась за последние годы: это и 94-ФЗ, и Налоговый кодекс, и Бюджетный кодекс – и есть новые целевые установки. Главная из них – по совершенствованию законодательной базы. И наиболее важный сюжет проведенного 25 мая в ТПП круглого стола – это обсуждение концепции федеральной контрактной системы.

Мы приглашаем бизнес-сообщество на обсуждение в этой стадии – с тем, чтобы выработать концептуальные подходы, а затем уже готовить конкретные изменения в действующее законодательство в том виде, в котором органы государственной исполнительной и законодательной власти сочтут целесообразным и возможным.

Сейчас важно то, что обсуждение и встречи с деловым сообществом, экспертиза бизнесменов, востребованы уже на начальной стадии разработки концепции.

Палата участвует также в большой работе по оценке регулирующего воздействия принимаемых нормативных и законодательных актов на деятельность бизнеса. Сейчас здесь также обсуждаются определенные новации, связанные с проведением такой оценки на самых ранних этапах разработки проектов нормативных документов. Именно мнение бизнеса, проводимая деловым сообществом экспертиза, будут учитываться при разработке концепций. Мы надеемся, что после этого будут приниматься более взвешенные решения по изменению и совершенствованию регулятивной базы».



Анастасия Казимирко-Кириллова


Обсудить на форуме