Главгосэкспертиза России осваивает новый формат | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 26/10/2017

Главгосэкспертиза России осваивает новый формат

Главгосэкспертиза России осваивает новый формат

Создание Единого государственного реестра экспертных заключений, электронные услуги, стандартизация экспертной деятельности и работа с экспертами стали предметом обсуждений на круглом столе «От электронного формата экспертизы к цифровому», который Главгосэкспертиза России провела на V Международной конференции «Техническое регулирование в строительстве» в Челябинске.

Открывая заседание круглого стола, его модератор, начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов отметил, что с 1 января 2018 года значительно изменится работа всего института строительной экспертизы: организации негосударственной экспертизы перейдут к осуществлению экспертизы в электронной форме, а вся информация по экспертным заключениям, выдаваемым как государственными, так и негосударственными экспертными организациями, должна будет вноситься в ЕГРЗ. «С января следующего года ни одно заключение, подготовленное по итогам проведения строительной экспертизы, не будет выдано, если оно не внесено в ЕГРЗ», — подчеркнул Игорь Манылов.

Как программный инструмент, государственная информационная система ГИС ЕГРЗ уже создана и запущена в режим опытной эксплуатации, добавил начальник Главгосэкспертизы. Ее участниками являются и представители экспертов из регионов. Для помощи в преодолении технических сложностей и решения вопросов, касающихся организационных процедур, Главгосэкспертиза России создала специальный контактный центр, задача которого – оказание всей необходимой методической помощи организациям государственной и негосударственной экспертизы в подготовке к работе с реестром.

Задача ЕГРЗ заключается не только в том, чтобы систематизировать огромный объем информации (около 80000 заключений в год), но и выделять из него эффективные проектные решения, которые могут быть использованы повторно. «Это позволит государственному заказчику совершать выбор из уже имеющихся решений. ЕГРЗ станет тем ресурсом, который даст возможность, например, Министерству промышленности и торговли сразу получать всю необходимую информацию по объектам-аналогам и ставить перед проектировщиком конкретные задачи с учетом уже отработанных технических решений. Таким образом, само изменение формата нашей работы, использование передовых информационных технологий создаст возможности для решения задачи по оптимизации технических решений, экономии бюджетных средств и времени», — заявил Игорь Манылов.

Начальник экспертно-аналитического управления Главгосэкпертизы Александр Плескачев пояснил, что правилами формирования ЕГРЗ устанавливаются структура и состав сведений реестра, а также требования к порядку и срокам включения в реестр сведений по проектам. В ЕГРЗ включаются систематизированные сведения о заключениях экспертизы, о проектной документации, в том числе об экономически эффективной проектной документации повторного использования, а также о результатах инженерных изысканий. «Неотъемлемой частью ЕГРЗ являются также сами экспертные заключения и представленные для проведения экспертизы материалы, в том числе проектная документация и результаты инженерных изысканий, — отметил Александр Плескачёв. – Вносить соответствующую информацию в реестр должны сами экспертные организации, при этом оператором реестра назначена Главгосэкспертиза России».

Подходы к ведению реестра и предоставления содержащейся в нем информации заинтересованным сторонам будут решены в Положении о порядке ведения ЕГРЗ, проект которого подготовлен Минстроем России. Проект уже прошел процедуру публичного обсуждения и получил положительное заключение Минэкономразвития об оценке регулирующего воздействия, сообщил Плескачев.

На современном этапе развития института строительной экспертизы особенно значимым становится структурирование стандартов экспертной деятельности, что позволит детализировать рабочие процессы экспертов. Существующее регулирование настолько общее, что контролирует исключительно верхний слой процессов, рассказал начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Андрей Шерстобитов: «При этом технологии процедуры, распределение полномочий, функций и обязанностей нигде не прописаны».

«Учитывая специфику деятельности экспертов, ее непосредственное влияние на обеспечение безопасности и надежности зданий и сооружений, а значит, и на жизнь и здоровье наших граждан, ситуация, когда нет единых стандартов экспертной деятельности, недопустима. Такое положение приводит не только к риску возникновения тех или иных ошибок, но и к своего рода стагнации профессии», — отмечает Андрей Шерстобитов. Разработка стандартов позволит профессиональному сообществу получить уникальную базу знаний по всем направлениям деятельности экспертов, сформировать единый подход к рассмотрению проектной документации и результатов инженерных изысканий, взаимоувязать подходы, применяемые на «границах» направлений экспертной деятельности, заложить основу учебных программ для подготовки экспертов.

В процессе обсуждения работы Главгосэкспертизы России по формированию стандартов Андрей Шерстобитов обратил особенное внимание на то, что в Градостроительном кодексе Российской Федерации установлено требование, что эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы в отношении тех разделов/подразделов проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые соответствуют направлениям деятельности этого эксперта, указанным в его квалификационном аттестате. «Но назначение экспертов только на проведение экспертизы того или иного раздела проектной документации не дает полного результата, так как есть направления деятельности, которые требуют давать оценку правильности принятых технических решений практически по всем разделам проектной документации. В итоге экспертная организация вынуждена привлекать специалистов со стороны», — констатировал Андрей Шерстобитов.

Каждый стандарт, пояснил спикер, определяет область его применения, общие положения, термины, планирование проведения государственной экспертизы, процедура проведения государственной экспертизы в соответствии с направлением деятельности стандарта, выводы, перечень нормативной документаций, используемой для проведения государственной экспертизы в части соответствующего направления деятельности эксперта. «В 2017 году было принято 48 временных стандартов экспертной деятельности, над разработкой которых работало более 70 экспертов», — сообщил Андрей Шерстобитов. При этом апробация стандартов при проведении государственной экспертизы была проведена более чем на 200 объектах.

Источник: Главгосэкспертиза России

Темы: , ,


Обсудить на форуме